Технология оптических просветов (ТОП). Основные этапы

Особенности формирования светотени и ее создания в технике «старых мастеров»
Подготовка полотна – 1-й этап работы по технологии оптических просветов

Технология оптических просветов (ТОП). Основные этапы

Чем уникальна технология оптических просветов (сокращённо – ТОП)?

В первую очередь тем, что позволяет создавать реалистичную живопись – в точном соответствии с тем, как воспринимает действительность наш глаз. Цвет, объём и фактура предметов получаются естественными и гармоничными природе – живыми!

Во-вторых, ТОП позволяет обойти ограничения современных методик:

  • сложностей с попаданием в цвет и созданием объёма;
  • разрозненности оттенков;
  • грубых мазков кисти;
  • непониманием как начать, продолжить и закончить работу.

Наконец, освоить технологию оптических просветов гораздо проще, чем научиться писать маслом или акварелью, которые к тому же не позволяют достичь столь впечатляющих результатов.

Этапы технологии

Фундаментальное отличие ТОП от традиционных техник заключается в том, что работа ведётся в воздушной перспективе, поэтому нет необходимости делать упор на цвет. Главный критерий – это изменение тональности, благодаря которой изображение преображается поэтапно. Цвета вторичны, они образуются самостоятельно и естественно в процессе работы. Краски изначально не наносятся на чистую поверхность, как это делается в других методиках.

Процесс создания живописного изображения по нашей технологии выглядит следующим образом:

1. Сначала мы подготавливаем полотно: проклеиваем, грунтуем, наносим на него имприматуру, переводим эскиз и лессируем поверхность маслом. Таким образом, закладываем фундамент для светотеневого рисунка и органичного образования оттенков.

2. Когда основа нашей будущей композиции готова, с помощью наждачной бумаги формируем света, полутона и тени. После масляной лессировки полотно становится тёмным, а, работая наждачной, мы как бы вытягиваем композицию из глубины на поверхность, получая уже на этом этапе красивое изображение. В объёме и с первичными оттенками. А поскольку в качестве имприматуры мы используем охру красную, света, полутона и тени после абразивной проработки приобретают красноватый оттенок. Чем больше зачищаем, тем светлее участки. И наоборот.

3. На следующей стадии вводим оптические смеси на основе темперы. Прорабатываем ими светлые и тёмные зоны, и на наших глазах рождаются новые оттенки. Выглядит как волшебство! Как что-то невероятное! Однако появление новых цветов – это вполне объяснимый процесс, основанный на оптических свойствах изобразительных материалов. Дело в том, что темперные смеси полупрозрачны, поэтому не перекрывают предыдущие слои, а сочетаются с ними подобно наложению цветного стекла.

4. На следующем этапе усиливаем имеющиеся и вводим недостающие цвета. Для этого используем сухую акварель, которую микронными слоями наносим на целевые области. Оптические связи здесь работают так же, как и на предыдущей стадии, поэтому оттенков становится больше, выглядят они ярче и насыщеннее.

5. Композиция на 98-99% готова, имеет правильный объём и приятный колорит. Всё, что остается – усилить отдельные участки и сделать «воздушное пространство» более глубоким. Для этого покрываем поверхность льняным маслом, через 20-30 мин убираем излишки и завершаем работу масляными красками. Для защиты полотна и красителей, а также придания композиции блеска (или матовости – зависит от целей) покрываем поверхность лаком.

Преимущества ТОП

Как видите, нам не пришлось скрупулёзно подбирать цвет на палитре и ломать голову, какую взять краску, если при переносе на поверхность оттенок будет выглядеть иначе. Рождение цветов в технологии оптических просветов происходит непосредственно на полотне. Мазков кисти вы также не увидите – композиция будет выглядеть такой же, как картинка из реальной жизни.

Причём добиться этого можно, не обладая выдающимся талантом. Достаточно обычных способностей к рисованию и четкого выполнения всех этапов. Большого количества красок не потребуется – достаточно 5-6 цветов. Подробнее о воздушной перспективе, внутреннем свечении, материалах и инструментах, принципах работы, а также о том, почему ТОП называют техникой «старых мастеров», рассказывается в этой книге.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

3 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Влад
Влад
2 лет назад

Сначала поверхность покрывается маслом, а потом на него накладывается темпера? Она же отвалится!..

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Влад

Нет, темпера не накладывается сразу на масло. Этап работы темперными смесями идёт после абразивной проработки, которая свою очередь выполняется поле того, как масляная лессировка полностью высохнет. Темпера наносится тончайшими слоями и отлично адгезирует с обработанной наждачкой поверхностью. Многолетний опыт работы в этой технике подтверждает, что все краски превосходно держатся.

×
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x