«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать».
Яков Полонский
Портрет Марии Лопухиной художника Владимира Боровиковского относится к шедеврам мировой живописи. Многие сравнивают гениальное произведение русского художника с портретом Джоконды Леонардо да Винчи. И действительно – от устремленного прямо на нас живого взгляда, таинственности, непосредственного очарования и загадочно-противоречивой красоты юной красавицы трудно оторвать взор. Именно портрет Марии Лопухиной, как считают многие искусствоведы, положил начало эпохи портретистов в России.
Что же такого сделал Боровиковский, чтобы его картина стала эталоном для художников, работающих в портретном жанре? Возможно ли это повторить или хотя бы приблизиться к столь высокому уровню? Приоткроем завесу: портрет Марии Лопухиной можно написать даже лучше, чем оригинал, причем не обладая выдающимся талантом. Но для этого нужно использовать, не корпусное письмо маслом, как Боровиковский, а многослойную технику, которую применял Леонардо для написания Джоконды. Парадокс? Вовсе нет. И вы скоро это поймете, когда дойдете до раздела об использовании техники «старых мастеров» для написания портрета Лопухиной. Но сначала поговорим о самой картине, потому что прежде, чем пытаться ее воспроизвести, важно понимать, что хотел сказать художник.
Владимир Лукич Боровиковский был очень вдумчивым художником. Глядя на его произведения несложно сделать вывод, что он тщательно анализировал композицию и уделял большое внимание мелочам. Не исключение и портрет Марии Лопухиной, где каждый предмет тесно связан с главным персонажем и дополняет характер, подчеркивает настроение, отображает нежность и вскрывает романтичную душу девушки.
Подобно тому, как Боровиковский окружал персонажей парадных портретов атрибутикой, подчеркивающей чин и социальный статус главных героев, он окружил юную Марию Лопухину созвучными ее образу природными элементами. Воздушная дымка пейзажа служит пластическим фоном фигуры и ритмически связана с ней. Пейзажные линии вторят очертаниям и осанке позирующей, подчеркивая единство человека и природы.
Боровиковский и ранее использовал при написании портретов элементы пейзажа, но именно в этой работе они приобретают глубинный смысл. Колосья налитой ржи, полевые цветы и нежнейшая зелень подчеркивают «простоту» и мечтательную натуру персонажа. Белые стволы берез символизируют красоту русский души, а старый раскидистый клен намекает на зачатки мудрости у 18-летней девушки. А слева от Марии Ивановны Лопухиной, которая через 5 лет умрет от чахотки, изображены распустившиеся, но уже слегка поникшие розы. Что это? Символ уходящей юности или печальное чутье художника?..
Усердность и вдумчивость Боровиковского проявляются в любой детали – от тщательной проработки складок одежды до едва уловимых штрихов, наделяющих живые глаза девушки нотками грусти и задумчивости. Томный, мечтательный взгляд, простое белое платье, ниспадающая с плеч шаль, голубой пояс с золотистыми полосками, чуть усталая поза, нежная улыбка и округлые формы Марии удивительным образом гармонируют с пейзажной дымкой, распустившимися бутонами роз и таинственностью темного фона, расположенного с левой стороны за спиной девушки.
Для написания портрета художник выбрал прохладную цветовую гамму, содержащую белый, желто-зеленый, пепельный, лиловый и бледно-голубой оттенки. Краски Боровиковский накладывает плотно, но очень тонко и ровно, добиваясь своеобразной вибрации цвета. Единство всех средств живописного выражения глубоко и полно раскрывают образ, о котором следует сказать отдельно.
Художнику идеально точно удалось отобразить лучшие стороны Марии Лопухиной. Он затронул все качества, присущие популярному в то время сентиментализму и полностью раскрыл образ русской девушки конца 18 — начала 19 века. Глядя на портрет, зритель погружается в водоворот противоположных эмоций. Сначала создается впечатление, что от направленного на вас взгляда графини отдает аристократизмом и высокомерием, но уже через минуту в этом же взгляде вы увидите чистоту, прозрачность, детскую наивность, непосредственность и добродетельную душу. В образе этой юной особы столько поэзии и красоты человеческих чувств, что кажется – на картину можно смотреть вечно.
Детально ознакомившись с произведением, может сложиться впечатление, что создать что-то подобное может только художник с талантом Боровиковского. Однако не обязательно соперничать с мастером в технике рисования маслом, которая на самом деле ограничивает возможности живописца, если можно воспользоваться более эффективным методом. Итак, как нарисовать портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»?
Техника «старых мастеров» кардинально отличается от корпусного письма принципом воспроизведения цветов. Новые оттенки получаются при наложении полупрозрачных слоев красителей, которые, подобно нескольким связанным воедино цветным стеклам, взаимодействуют друг с другом оптически. Такой способ снимает ограничения, возникающие при смешивании красок на палитре, когда художник наугад пытается подобрать цвет. К тому же при переносе красителя с палитры на полотно оттенки смотрятся по-другому, и только обладая талантом и интуицией Боровиковского, можно «попасть в цвет». Наша же задача – получить на 100% прогнозируемый результат.
Для работы в технике «старых мастеров» в качестве полотна лучше выбрать МДФ. Материал непористый, легко обрабатывается, рисовать на нем очень удобно. Поверхность необходимо сначала проклеить, а потом загрунтовать титановыми белилами, которые защищают основу и обеспечивают хорошее прилипание красителей.
Первый активный слой, который необходимо нанести, называется имприматура. Она служит общим фоном и производит магическое внутреннее свечение. Для портрета Лопухиной выбираем охру красную, которая усиливает интенсивность одних цветов и смягчает силу других, позволяет легче находить ошибки и вносит в композицию особый колорит. Подробнее о значении имприматуры в живописи в целом и технике «старых мастеров» в частности рассказывается в этой статье.
Далее следует перевести на полотно рисунок, который должен быть заранее подготовлен. Создание рисунка – один из ключевых этапов работы, поскольку от него зависит портретное сходство изображения. Важно правильно задать пропорции и расположение всех элементов композиции, поэтому уделите этой работе столько времени, сколько потребуется, иначе последующие действия могут оказаться бессмысленными. Детальнее об этом смотрите в видео.
Для скрепления предыдущих слоев и закладки фундамента для светотени и глубины пространства следует сделать масляную лессировку. На этом этапе уже можно увидеть, как в сочетании с маслом имприматура приобретает более насыщенный оттенок. Но это только начало! После того как лессировочный слой полностью высохнет (на это уходит несколько дней), можно приступать к следующему этапу – работе наждачной бумагой.
Более подробно обсуждаем это на нашем бесплатном мастер-классе.
На этой стадии путем снятия части предыдущих слоев формируются светотени. Чем больше снимем, тем светлее получим участок, и наоборот. Работать необходимо по всему полотну, чтобы изображение не стало разрозненным – полутона должны быть мягкими, плавно перетекающими в тени и света. Другими словами, нужно удерживать композицию в воздушной перспективе – это касается и последующих этапов работы над портретом Лопухиной. О законах воздушной перспективы можно узнать, прочитав эту статью, а, чтобы увидеть работу в пространстве и с пространством наглядно, посмотрите это видео.
На стадии проработки полотна наждачной бумагой формируются все важные вещи, о которых речь шла выше: взгляд, мимика, поза, фигура, части тела и одежда девушки, элементы пейзажа и натюрморта. Впоследствии каждая деталь будет дорабатываться, но уже сейчас композиция должна смотреться целостно и красиво.
После формирования объема вводятся темперные смеси. Оптически соединяясь с предыдущими слоями, они образуют новые оттенки, которые невозможно подобрать на палитре. На этой стадии изображение как бы выходит из тьмы: юная Мария предстает во всей своей загадочной красе, природный фон становится «живым» и гармонично дополняет поэтический образ девушки. Остается ввести цвет в местах, где его не хватает, и лучше всего для этого подходит акварель, которая в силу своей полупрозрачности не перекрывает предыдущие слои.
Вся работа ведется «от пятна». Это означает, что участки не должны иметь резких контуров и контрастов, иначе композиция окажется вне воздушной перспективы и глаз уже не увидит ни аристократичности, ни детской наивности Лопухиной – он будет отвлекаться на технические промахи художника. Но, если вы будете работать последовательно, доводя каждую стадию до логического завершения, то получите портрет с такими цветовыми отношениями и глубиной пространства, которых нет в картине Боровиковского. Подробнее о методике, с помощью которой можно добиться выдающихся результатов, рассказывается в книге, посвященной технологии оптических просветов, основанной на технике «старых мастеров» и дополненной современными приемами многослойной живописи.
Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!
Интересная техника! А рисунок детализировать не нужно? Он у вас какой-то уж слишком упрощённый.
Тимофей, рисунок не имеет смысла детализировать, потому что при работе наждачкой сделанные краской контуры стираются. Главное – обозначить ключевые компоненты композиции. В дальнейшем объём, и детализация формируются, глядя на репродукцию.
Спасибо)