Стили живописи

Как нарисовать портрет в технике Старых мастеров
Имприматура в живописи

Стили живописи

Становление художника неразделимо связано не только с освоением техник, но и с изучением развития живописи. Мир знает множество выдающихся мастеров разных эпох, картины которых, написанные в различных стилях, стали мировыми шедеврами. Изучение истории изобразительного искусства, понимание законов и принципов его становления помогает осознать свое предназначение как художника, способствует становлению личности, меняет мировоззрение и приносит вдохновение в творчестве.

Изучая работы великих художников, хочется приблизиться к их мастерству, понять, как они добивались тех или иных эффектов, перенять технику. Долгое время это было невозможно, потому что секреты старинной живописи были утрачены. Но сейчас техника Старых мастеров возрождена и усовершенствована, что позволяет создавать реалистичные произведения в любом стиле.

 

Виды живописи

 

Живопись – это разновидность изобразительного искусства, суть которого заключается создании трехмерных образов (людей, объектов, животных, природы и т.п.) на плоском полотне с помощью красок. Специалисты отмечают 3 вида живописи: станковую, монументальную и декоративную.

Название «станковая» произошло от слова станок, под которым подразумевается мольберт. И живописцы, привыкшие работать, где бы они ни были, никогда не расстаются со своим деревянным другом. Произведения станковой живописи на холсте, бумаге, картоне, доске воспринимаются зрителем независимо от окружающей обстановки. Это картины, написанные маслом, акварелью, темперой или другими красками.

В свою очередь монументальная живопись (мураль) неотделима от архитектуры и представляет собой технику оформления архитектурных сооружений путем рисования на различных элементах зданий (преимущественно на стенах). Мураль образует единую художественную и тематическую концепцию с архитектурными объектами. Самым популярным направлением монументальной живописи является фреска – технология росписи сырой штукатурки.

Третий вид изобразительного искусства – декоративная живопись используется для оформления интерьера или отдельных предметов. Она характеризуется сочностью цвета, тщательной проработкой форм, логичной структурой композиции и относится к декоративно-прикладному искусству. Может быть независимой либо входить в одну из первых двух категорий.

 

Стили живописи

 

В изобразительном искусстве существует великое множество стилей. Причем они со временем видоизменяются, перетекают один в другой, меняют названия – находятся в непрерывном развитии. Поэтому нет смысла перечислять их все. Кратко коснемся самых главных, которые повлияли на эволюцию живописи.

 

Ренессанс

 

Это стиль также, известный как Возрождение, появился в 14 веке в Италии благодаря Великим мастерам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлю, Тициану, Джорджоне и Боттичелли. Для ренессанса характерен культ человеческого тела, природная гармония, единство композиции, изумительная игра цвета и тени, великолепная колористика и внимание к деталям. Работы художников того времени отличаются сложностью и изумляют воздушными переливами. Картины Великих Мастеров жаждали заполучить церкви и вельможи. По легенде, когда Тициан писал портрет Карла V и обронил кисть, король поднялся, поднял ее и произнес: «Даже для императоров считается честью услужить Тициану».

 

Утраченная до недавних пор техника мастеров эпохи Возрождения сейчас доступна для всех, кто хочет научиться писать «живые» картины по законам воздушной перспективы. Включающая в себя методы работы великих художников, технология оптических просветов позволяет подняться на иной уровень мастерства в живописи. И для этого не нужно обладать талантом Леонардо или Тициана – все дело в правильной системе.

 

 

Барокко

 

После экзистенциального кризиса 16 века, который сломил идеалы Возрождения, в Италии зародился художественный стиль барокко. В этот период человек перестал ощущать себя центром Вселенной – ренессансная ясность форм сменилась блеском, лоском и изысканностью. Главными чертами стиля являются роскошь, пышность, богатство, вычурно-пафосные черты и декоративная затейливость. Для барокко характерно изображение знати, вельмож, представителей богатого сословия, торжественность обстановки и динамика событий. В противовес спокойствию ренессанса, барочные образы несут эмоциональность, драматизм и бурные страсти, отражая контекст своей эпохи. Утонченной версией барокко является, зародившийся во Франции, рококо – стиль, отражающий галантность и беззаботность светской жизни. Самыми известными художниками, работавшими в стиле барокко являются: Веласкес, Рубенс, ван Дейк, Вермеер и Рембрандт.

 

 

Классицизм

 

Стиль возник 17 веке во Франции, где и получил самое высокое развитие. Для классицизма характерно сочетание натурализма с его правдивостью, естественностью и догматическими идеалами. Художники-классицисты ушли от барочной гламурности и возвратились к простоте и гармонии ренессанса, усилив рациональное начало. Особенности классицизма выражаются в:

·        приверженности к геометрической простоте и четкости линий;

·        стремлении изображать людей совершенными;

·        упоре на каноны античного искусства;

·        тягой к симметрии и упорядоченности;

·        строгости пропорций и стройности композиции.

Классицизм является полной противоположностью барокко. Для классицистов были чужды эстетика, роскошь, экспрессия и хаотичность. Доминирование разума над эмоциями, спокойствия и равновесия над буйством страстей – вот основной посыл этого стиля. Самыми известными художниками-классицистами считаются: Клод Лоррен, Шарль Лебрен, Карл Брюллов, Жак-Луи Давид, Владимир Боровиковский. В классицизме, как и в ренессансе, большое внимание уделяется органичности светотени и мягкости полутонов, которых можно достичь, используя технологию оптических просветов.

 

 

Романтизм

 

На смену рациональному классицизму пришел романтизм с его эмоциональностью, эксцентричными сценами и индивидуальностью героев. Этот стиль зародился в 18 века в западной Европе как масштабное идейно-художественное направление живописи. Картины художников-романтиков изобилуют сценами войн, поединков, борьбе человека со стихией. Произведения романтизма характеризуются неуемной фантазией авторов, мытарствами, гонениями и душевными терзаниями персонажей. Романтики смело погружались в кладези человеческих душ, вытаскивали наружу все тайное, отображали на полотнах сложность и противоречивость натуры человека, в которой нередко переплетаются добро и зло. В стиле романтизма работали: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Уильям Тернер, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и Каспар Давид Фридрих.

 

 

Импрессионизм

 

Идея импрессионизма – запечатлеть мгновение быстрыми и сочными мазками. Несмотря на то, что ничего общего с реальностью у картин, написанных в этом стиле, нет, они приковывают внимание переданными с помощью красок эмоциями. Глядя на произведения импрессионистов, складывается впечатление, что торопливыми мазками авторы пытаются вылить на полотно все переполняемые их в данный момент чувства. Манера выглядит несколько небрежной, но увлекает динамизмом, который при помощи быстрых взмахов кисти и выхваченных из сиюминутной реальности красок художник запечатлевает на полотне. Импрессионисты не сосредотачиваются на деталях. Их задача – передать ощущения, возникающие здесь и сейчас, потому что через мгновение ситуация изменится, и картинка будет уже иной. Импрессионизм возник в конце 19 века, а в 20-м столетии трансформировался в экспрессионизм с его экстремальной (на гране шока) передачей эмоций. Выдающимися импрессионистами были: Клод Моне, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане и Эдгар По.

 

 

Авангардизм

 

Авангардизм как отдельный стиль выделится в начале 20 века. Для него характерны непримиримость с традициями, неприемлемость классического понимания изобразительного искусства и борьба со стереотипами. Авангардизм тесно переплетается с модернистскими течениями, отличительными особенностями которых были разрушение устоев и традиций, навязанных традиционными методами живописи. Этот стиль объединил в себе все дерзкие направления. Авангардисты отказываются от линейной и воздушной перспектив и гармонии цветов, провозглашают свое право на передачу мира, как они его видят в своих фантазиях. Авангардизм включает в себя десятки направлений: кубизм, унизм, футуризм, фовизм, абстракционизм, конструктивизм и другие. Этот стиль использовали в своем творчестве такие известные художники, как Пикассо, Дали, Брак и Рихтер.

 

 

Как создавать магическую живопись

Мастерство художника заключается не столько в стиле, в котором он работает, сколько в умении приковать к своим картинам внимание наблюдателя. Если живописцу удалось заставить людей внимательно изучать его работы, он достиг своей цели. Значит у него получилось затронуть потаенные струны души зрителя, побудить его задуматься или вытащить из своего подсознания что-то давно забытое.

Для создания таких произведений идеально подходит технология оптических просветов (ТОП) – уникальная методика, основанная на технике Старых мастеров. Она снимает ограничения современных методов, поскольку отличается подходом к созданию живописных произведений. Неэффективное попадание в цвет смешиванием красок на палитре в ТОП заменено системой, обеспечивающей органичное появление цветов, объема и фактуры. Какие материалы и инструменты для этого используется, и как нужно вести работу подробно рассказывается в этой книге.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

×