Имприматура в живописи

Стили живописи
Виды художественных красок

Имприматура в живописи

Нанесение на полотно имприматуры – самый простой и эффективный способ создания цветовой гармонии в живописи. Imprimatura переводится с итальянского как «первичный слой краски», которым обычно покрывается предварительно загрунтованная поверхность. Имприматурный слой также обладает свойствами грунтовки, поскольку не только участвует в цветообразовании, но и выполняет защитные функции. Как работает имприматура и можно ли обойтись без нее? Какие цвета используются для грунтования? Почему не рекомендуется рисовать на белом фоне? Вот основные вопросы, которые волнуют начинающих художников, и в этой статье мы попытаемся на них ответить.

Роль имприматуры в живописи

Имприматура позволяет живописцу выдерживать тон и цветовой баланс, она вносит в работу порядок и является основой для удержания композиции в воздушной перспективе. Кроме того, имприматурный слой не дает излишкам связующего вещества попасть на грунт, предотвращая тем самым жухлость красок. Роль имприматуры еще больше возрастает, если использовать технику художников эпохи Возрождения, при которой каждый слой просвечивается и принимает участие в образовании цветов, объема и фактуры. В технологии оптических просветов, которая основана на методике Старых мастеров, имприматурный слой выполняет роль внутренней подсветки, свет которой, пробиваясь наружу, дает интересный эффект.

На рисунке показано, как имприматура работает в тенях, полутонах и светах. А в этом ролике можно увидеть, как цветовой грунт вылазит наружу вследствие нарушения технологии.

Поскольку писать по белой поверхности очень сложно, даже опытные художники предпочитают начинать работу с нанесения имприматурного слоя, который нередко выступает не только в качестве цветового подспорья, но и главного элемента произведения. Нанеся на имприматуру слой краски, можно легко определить, верен ли цвет, сопоставив его с другими оттенками, что на белом полотне (особенно больших размеров) сделать в разы труднее. Неправильный цвет на тоновом грунте виден сразу, в то время как, на белоснежной поверхности, цветовой дисбаланс можно заметить только в самом конце, и работу придется переделывать.

Какого цвета должен быть фон?

Для создания имприматуры можно использовать различные цвета, кроме светлого фона, который хоть и является динамичным, но не объединяет краски в колористическом отношении. Серый грунт является нейтральным и обеспечивает ровное «звучание» темным и светлым красителям. Один из самых распространенных вариантов получения серой грунтовки – это смешивание свинцовых белил с виноградно-черной краской. Нейтральную имприматуру в своих работах использовали такие известные художники как Рубенс, Иванов и Веронезе.

Для живописи с преобладанием глубоких теней применяются черные грунтовки. Их можно увидеть в картинах Тициана, Джоррджоне, Веласкеса, Рембрандта и того же Рубенса. Однако следует учитывать один важный момент: свежая краска на темном фоне выглядит ярко и контрастно, но со временем она становится более холодной (особенно в полутонах). Поэтому чем активней черный слой участвует в формировании цветов и тонов, тем больше он будет проявлять себя со временем.  В этой связи удачным решением является использование так называемой болюсной имприматуры, включающей диапазон цветов от красного до темно-коричневого. В технологии оптических просветов применяется разведенная желатином охра красная, которая наносится на грунтовку из титановых белил. Уникальность охры в том, что она усиливает интенсивность одних и смягчает силу других цветов, способствуя созданию цветовой гармонии.

А чтобы удобно было работать, необходимо правильно выбрать полотно – подробности смотрите в этом видео

Виды имприматуры

Имприматура может быть однослойной и многослойной. Во втором случае необходимо нанести на поверхность первый слой краски, дать ему просохнуть, затем второй, дать просохнуть и так далее. По количеству цветов и их расположению на полотне грунт делится на 4 типа:

·        одноцветный однородный;

·        одноцветный неоднородный;

·        разноцветный однородный;

·        разноцветный неоднородный.

Какую использовать имприматуру, зависит от эффекта, которого необходимо добиться, а также от доли участия цветового грунта в рождении новых оттенков и создании объема. Например, если вы хотите, чтобы имприматурный слой на отдельных участках картины активно участвовал в образовании теней, эти области изначально можно сделать темнее остальных. Если планируете написать картину с колористическими эффектами, можно прибегнуть к разноцветной имприматуре.

Особенности работы в технике Старых мастеров

Начинающие художники часто путают имприматуру с подмалевком. Но несмотря на то, что каждый из этих приемов выполняется в начале работы – это совсем не одно и то же. Имприматурный слой создает цветовую основу и служит для удержания цветового баланса, а подмалевок задает будущую форму изображения путем отображения темных, светлых и промежуточных областей.

Если вы будете работать в технике Старых мастеров, эти понятия вы не перепутаете, поскольку подмалевок вам вообще не понадобится. После грунтовки полотна титановыми белилами, нанесения имприматуры и масляной лессировки начинается работа наждачной бумагой, с помощью которой создаются светотени, задаются форма предметов и соотношения будущих цветов. Наложение оптических смесей на обработанное наждачкой полотно рождает новые оттенки, а ввод красок на заключительном этапе делает изображение колористически насыщенным и разнообразным. В отличие от ведения работы с подмалевком, когда на определенном этапе картину хочется спрятать, чтоб никто не увидел, в технике Высокого мастерства каждая стадия смотрится красиво. Поскольку композиция находится в воздушной перспективе, имприматура, лессировки и темперные смеси работают как единое целое, создавая иллюзию реальности. Подробнее о технологии оптических просветов и методах ее реализации можно прочитать в книге. Ссылка для бесплатного скачивания – здесь.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
2 лет назад

Какая наждачная бумага? Вы в своём уме????

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Сергей

Сергей, Ваше удивление вполне понятно). Действительно, работы наждачной бумагой нет ни в одной живописной технике, но в технологии оптических просветов она является одним из важнейших этапов. Эта уникальная методика позволяет создавать «живые» картины с глубинным пространством и внутренним свечением – живопись музейного качества. После подготовки полотна к работе (https://ogivitel-art.com/podgotovka-polotna-1-j-etap-raboty-po-tehnologii-opticheskih-prosvetov) при помощи абразивной проработки (наждачкой) создаётся первичный объём. Это уже само по себе красивое изображение на следующей стадии дорабатывается оптическими смесями (https://ogivitel-art.com/tehnologiya-opticheskih-prosvetov-top-osnovnye-etapy), благодаря которым совершенствуется объём и рождаются новые оттенки. Смешивать краски на палитре в поисках нужного цвета не требуется – цвета формируются оптическим способом. На последующих стадиях полусухими лессировками вводим… Подробнее »

Сергей М.
2 лет назад

Титановые белила появились сравнительно недавно и мало кто знает их негативное действие. А именно:-плохая адгезия и потемнение в смесях с другими красками, особенно со всеми охрами. Кроме того, титановые белила полохо держат рельеф мазка, отекают в сравнение с , например, цинковыми и тем более со свинцовыми. Рекомендовать их в качестве составляющей основы имприматуры, абсурд и вредительство.

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Сергей М.

При подготовке полотна к работе мы не накладываем белила толстыми мазками + зашкуриваем поверхность после нанесения. К тому же применяем темперные ПВА-белила, которые в отличие от масляных мелению (обсыпанию) не подвержены. Имприматура на основе разведённой в желатине порошковой охры наносится пастозно поверх высохшей и зашкуренной грунтовки. Мы не смешиваем её с белилами (это независимый слой), поэтому имприматура всегда сохраняет исходный цвет. Что касается свинцовых белил – они токсичны, титановые – нет. И это весткий аргумент в пользу последних. А если учесть, что речь идёт об обработанном абразивом гладком и ровном ТЕМПЕРНОМ слое, то титановые белила – идеальный вариант для нашей… Подробнее »

×
4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x