Пейзаж в живописи является одним из самых молодых жанров. Длительное время природные сюжеты были лишь фоном или дополнением основного изображения, но в наши дни это самостоятельный вид изобразительного искусства, которому наравне с портретом и натюрмортом обучают в художественных школах.
Пейзажная тема дает художнику неисчерпаемые возможности для творчества. Пейзажи можно рисовать маслом, акварелью, темперой, гуашью или с применением многослойной техники Старых мастеров. Ландшафтные мотивы можно комбинировать с другими направлениями в живописи – тем же портретом и натюрмортом. Главное – помнить, что основным объектом пейзажной живописи является природа и ее проявления.
Как самостоятельный жанр изобразительного искусства пейзаж стал утверждаться только в 15 столетии, а окончательно сформировался в 17-18 веках. Элементы пейзажа можно увидеть на старинных фресках, иногда детали ландшафта появлялись в рукописных работах Средневековья, но только в качестве среды обитания человека, не более.
Прорывом в этом направлении можно считать миниатюры братьев Лимбург под названием «Великолепный часослов герцога Беррийского», где показаны изображения сельской местности в разные времена года. В эпоху Возрождения с введением в живопись воздушной перспективы мастера начинают уделять больше внимания природным сюжетам. Немалую роль в становлении пейзажа как самостоятельного жанра сыграла Венецианская школа. В это же время пейзажное направление активно развивается и в Голландии. Работы Северо-Европейской школы отличаются приглушенными оттенками, в то время как итальянские художники тяготели к более насыщенному колориту.
К концу 16 века пейзажно-ландшафтная живопись преобразовалась в отдельное направление, а в 17-18 столетии включала в себя уже несколько стилей: классицизм с его идеальной гармонией, барокко с динамикой, эмоциями и буйством стихии и рококо, в котором преобладали изящество и утонченность, сотканные из пастельных тонов. Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли романтизм и импрессионизм 19 века, привнесшие в пейзаж экзотику, красоту стихии и яркость цветов. В конце 19-начале 20 столетий повышается значение реализма, когда произведения прорисовывались детально, вплоть до травинки. Со временем все стили перемешались, и передача реальности перестала быть доминирующим фактором – на первом месте стояли самовыражение живописца и его собственное мировоззрение. Такая тенденция наблюдается и по сей день.
Пейзаж многолик и сравним с настроением человека. С помощью природных объектов и состояния самой природы художник может передать не только красоту местности и живописность ландшафтов, но и спокойствие, ностальгию, радость, грусть, страсть, волнение. Перенося на полотно леса, моря, поля, равнины, поселения, архитектуру, рассветы и закаты, пейзажисты способны заставить зрителя ощутить себя участником событий или обстановки, заглянуть в прошлое или окунуться в будущее.
Чтобы научиться передавать красоту природы и эмоции в пейзаже, следует:
Только при правильно выстроенной модели композиции зритель сможет увидеть, где находятся света и тени. В противном случае мозг тут же начинает посылать сигналы, что что-то в изображении не так. Поэтому следует учитывать, что дневное небо – это самое светлое место в изображении. Следующими по светлоте идут горизонтальные участки и поверхность земли, так как они практически целиком отражают цвет небосвода. Наклонные области изображаются чуть темнее, а вертикальные площади – самыми темными.
В солнечный день цвета всегда ярче и насыщенней, поэтому при воспроизведении объектов необходимо использовать теплые краски, не забывая, впрочем, о красных и голубых оттенках. В пасмурную погоду тон нужно делать более приглушенным. Содержащий влажные частицы воздух работает подобно фильтру, и оказывает влияние на интенсивность цветов, поэтому эффект воздушной перспективы всегда нужно учитывать в пейзажной живописи.
При создании пейзажа следует определить так называемую точку интереса и выяснить, какие элементы необходимо включать в композицию, а какими можно пренебречь. Нужно отказаться от всего, что может отвлекать внимание от главного сюжета. Маленькие и незначительные детали следует объединять в общие формы, детали и мелкие штрихи добавлять в самом конце.
При внесении в композицию слишком яркого объекта, отвлекающего зрителя от точки интереса, нужно сделать тон этого предмета более приглушенным либо изменить его оттенок на менее акцентированный. Зеленый цвет часто является основным в пейзажной живописи. К тому же в природе существует множество оттенков зеленого, так что не забывайте их использовать и ваш пейзаж будет красивым, живым и разнообразным.
Чтобы научиться с помощью пейзажа вызывать эмоции у зрителя, необходимо много практиковаться. Испробовать разные стили и выбрать тот, который лучше всего подходит именно вам. Для тех, кто стремиться создавать реалистичные пейзажные композиции, идеально подходит техника Старых мастеров, в которой работа ведется от начала и до конца в воздушной перспективе.
Мы усовершенствовали старинную технологию, дополнив ее методами с применением современных материалов и инструментов, включающих работу наждачной бумагой и использование оптических смесей. Методика основана на просвечивании полупрозрачных слоев, что позволяет получать глубину пространства, тонкие перехода цветов в полутона, а полутонов в тени, и новые оттенки, которые рождаются сами собой. Наша система называется технологией оптических просветов (ТОП) и подходит для художников любого уровня. Выпускники нашей школы с успехом применяют методику для создания картин в любом жанре, в том числе и пейзажей. Подробнее о ТОП речь идет в книге, скачать которую можно по этой ссылке.
Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!