Знание как рисовать натюрморт – необходимый навык любого художника, не зря этому вопросу уделяется много внимания в художественных школах и училищах. Рисуя неодушевленные предметы, вы тренируете глазомер, учитесь правильно располагать предметы и переносить их на полотно в нужном масштабе и с соблюдением пропорций.
Становление натюрморта в качестве самостоятельного жанра начинается в 16 веке, когда художники включают его в различные христианские сюжеты. Долгое время предметная живопись была либо второстепенной, либо использовалась для отработки определенных навыков. Все изменилось с приходом эпохи Импрессионизма в 19 веке, когда художники много экспериментировали с цветом, формой и техниками нанесения красок, когда визуальная эстетика стала преобладать над передачей реалистичности. Огромный вклад формирование натюрморта как независимого жанра внес великий французский художник Поль Сезанн. В своем творчестве он пытался примирить классические и современные подходы к живописи. Своими картинами Сезанн как бы напоминал всем экспериментаторам, что искусство красок и форм обязано служить природной гармонии, а не произволу живописцев, которые во главу угла ставят оригинальность.
Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками»
Чтобы создавать реалистичные натюрморты и «живые» произведения в других жанрах, важна правильная техника. Потому как, уповая исключительно на силу красок, можно легко нарушить цветовой баланс, а передать естественную фактуру и вовсе невозможно. В этом видео вы можете увидеть, как с помощью технологии оптических просветов прорисовать мельчайшие детали, передать объем и гармонию цвета, а также какие ошибки могут возникать при создании натюрморта и как их исправлять. |
Перед тем, как приступить к работе, важно продумать идею натюрморта. Подбирать нужно однотипные предметы, которые будут сочетаться и тем самым создавать целостное произведение. Все объекты должны быть подчинены единой концепции, иметь различные формы и габариты, гармонировать по цвету. Очень красиво смотрится многообразие текстур и фактур. И самое главное – выбранные предметы должны вызывать эмоциональный отклик в вашей душе и вдохновлять вас на рисование натюрморта.
Следующий шаг – размещение предметов – оно не должно быть скучным. Что это означает? Если вы расположите похожие по габаритам и форме объекты на одинаковом расстоянии друг от друга или поставите их в один ряд, как под линейку, – натюрморт будет неинтересным. Используйте принципы многоплановости и частичного перекрытия объектов – и за счет иллюзии глубины пространства композиция станет намного привлекательной.
Скучная композиция
Осмысленные композиции
В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.
Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).
Статичный натюрморт
Динамика в натюрморте
Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.
Передача пропорций и объема
Объем передается правильным расположением светов, теней и полутонов. Если писать натюрморт по классической методике, объем достигается штриховкой в рисунке и градиентными переходами красок в живописи. Но если вы хотите получить «живое», реалистичное изображение, работу следует вести «от пятна», поскольку штриховка выглядит неестественно для нашего глаза, а красками передать объем крайне сложно. В технологи оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, для создания объемных произведений используется графитовый порошок в рисунке и работа наждачной бумагой в сочетании с многослойными лессировками оптическими смесями в живописи. Как это делается, рассказывается в тематических видео соответственно по рисунку и живописи.
Чуждая зрительному восприятию штриховка
Тональный рисунок
Чтобы добиться колористического единства, необходимо выбирать предметы сочетаемых оттенков, например, использовать только холодные или только контрастные цвета. Фон и элементы художественной композиции должны быть созвучны друг другу, для этого повторяющиеся цветовые пятна следует разбросать по всей картине.
Важно правильно выставить свет, поскольку он может кардинально изменить зрительное восприятие натюрморта. Свет помогает акцентировать внимание на главном объекте и делает всю композицию целостной. Источником света может быть и предмет произведения, например, свеча или лампа с абажуром.
Итак, чтобы нарисовать красивый натюрморт, необходимо:
Для рисования натюрморта можно использовать разные методы, но техника Старых мастеров как никакая другая позволяет передать особенности предметов. Сочетанием просвечивающихся слоев в виде имприматуры, масляных лессировок и оптических смесей можно получить глубокие оттенки, тонкую игру полутонов и мельчайшие детали, вплоть до прожилков листьев, пыльцы цветов и сложнейшей фактуры экзотических фруктов. С подробностями технологии оптических просветов, включающую в себя в себя технику Старых мастеров и современные методы, материалы и инструменты, можно ознакомиться в книге, которую можно скачать бесплатно.
Продукты