Художники эпохи Возрождения создавали свои шедевры темперой. Эта древнейшая краска, которую применяют уже более 3 тысяч лет, просто готовится и обладает устойчивостью цвета. Картины, написанные маслом, со временем темнеют и тускнеют, а темпера всегда сохраняет яркость и насыщенность цветов. Темперные краски ложатся тонким слоем и не оставляют грубых следов, поэтому мы используем их для приготовления специальных смесей. В технологии оптических просветов (ТОП) составами на основе темперы ведется около 70% всей работы, направленной на получение правильной светотени и создание новых оттенков. Результат проработки портрета оптическими смесями можно увидеть в видео изображение стало более объемным, появились новые оттенки, выровнялся фон.
С латинского языка темпера переводится как «смешивать в пропорции». Для приготовления красок используется яичный желток, который смешивается с водой и сухими цветовыми пигментами. Раньше красители готовили вручную из перетертых на воде или камне растений и эмульсии (желток + клей), сейчас готовят промышленным способом из искусственного сырья с добавлением льняного масла и казеина. Структура темперных красок такова, что позволяет рисовать не только на бумаге и холсте, но и на дереве, железе, стенах и других покрытиях.
Техника темперной живописи заключается в нанесении на подготовленную поверхность нескольких последовательных слоев. При этом необходимо дождаться, чтобы предыдущий слой высох, иначе получится грязь. Темпера быстро сохнет, поэтому неудобств не доставляет, и художник может работать, не прерываясь.
По сравнению с другими видами красок разбавленная водой темпера имеет ряд преимуществ:
Те красители, которые практически не сохнут в масле, в темпере высыхают в течение нескольких минут. Темперные краски эластичны, поэтому в них можно добавлять больше связующих веществ – вязкость будет оставаться прежней.
Художники эпохи возрождения работали темперными красками на загрунтованной и идеально отшлифованной поверхности. Подготовка полотна –обязательное условие в технике Высокого мастерства. Если этого не сделать, краска будет ложиться толстым слоем, что приведет к выходу композиции из воздушной перспективы, а значит – ухудшению зрительного восприятия. Кроме того, со временем краска начнет отслаиваться, и картина придет в негодность.
Уникальность техники Старых мастеров заключается в нанесении тончайших просвечивающихся слоев, благодаря чему достигается объем и гармония цвета, зарождаются новые оттенки. Художники эпохи возрождения работали сухой кистью и использовали специальные составы на основе темперы, что позволяло им наносить и удалять буквально микроны красящего пигмента.
В основанной на методике Старых мастеров технологии оптических просветов для приготовления темперных смесей (колеров) используются:
Первой смесью прорабатываются света, вторая и третья предназначены для полутонов (от более светлых к более темным), а третья – для глубоких теней. Для приготовления оптических составов масляные краски не подходят, потому что являются кроющими, а суть технологии заключается во взаимодействии просвечивающихся слоев. Только в этом случае будут работать лессировки, обеспечивающие глубину пространства, и имприматура, которая дает внутреннее свечение. И только таким способом можно создавать гармоничную природе живопись.
Одним из недостатков темперы считают сложность смешивания, поскольку краска быстро высыхает. Но художники эпохи Возрождения никогда не смешивали краски на палитре, как это делают современные живописцы. Они использовали предварительно приготовленные колера, которые накладывали друг за другом полупрозрачными слоями. Смешивание красок происходит непосредственно на поверхности и совсем не так, как в современных методиках, а оптическим способом. При разведении красок на палитре можно получить грязь, что при многослойном методе ведения работы полностью исключается. Смешиванием красок, невероятно сложно попасть в цвет, потому что один и тот же оттенок на белой палитре и на холсте, где уже присутствуют другие цвета, выглядит по-разному. Наверное, нужно быть гением, чтобы в точности представить себе, как будут смотреться оттенки на будущей композиции и с учетом этого правильно смешать краски.
В технологии оптических просветов работа ведется совершенно по-другому. В формировании цветов участвуют лессировки и имприматура, которые в сочетании с темперными смесями рождают новые органичные природе оттенки. Одновременно с этим появляется объем и устраняются погрешности, возникшие при проработке композиции наждачной бумагой – одного из важнейших этапов ТОП. Краски вводятся локально – для подкрашивания отдельных участков, где отсутствуют нужные оттенки. Чаще всего применяется акварель, так как она полупрозрачна и способна взаимодействовать с нижними слоями. Подробнее о том, что представляет собой технология оптических просветов и почему эта методика считается уникальной, можно узнать из книги. Ссылка для скачивания – здесь.
What words… super, a brilliant idea
В этом что-то есть. Теперь всё понятно, большое спасибо за информацию.
Вы мне не подскажете, где я могу найти больше информации по этому вопросу?
Не совсем понятен ваш вопрос. Вы можете более точный вопрос задать? Больше о самой технологии возможно узнать скачав книгу по указанной в тексте ссылки или руководство на сайте.
Что вы хотите этим сказать?
Мы хотим сказать о темпере, которая используется при создании действительно стоящих картин.
Доброго времени суток! Мне не понятно, какой краской делать лессировку на имприматуре, поверх рисунка. Речь идет о темперных на ПВА или масляных красках? Ведь темперные краски на основе ПВА не смешиваются с льняным маслом, они водорастворимы. С маслом можно смешивать темперу на основе казеина. Или лессировочный слой из охры светлой и черной +масло, речь идет о масляных красках? Можете пояснить?