Техника сфумато в живописи является одним из основных художественных приёмов технологии оптических просветов (ТОП), на котором базируется техника рисунка. Сфумато наиболее точно передаёт воздействие на объекты воздушной перспективы и является одним из лучших способов отображения живой реальности при равномерном освещении.
Сфумато изобрел и внедрил в художественную практику Леонардо да Винчи, а эталоном использования этого приема является неподражаемая Мона Лиза (Джоконда).
Когда в 2010 году картину подвергли рентгеновскому обследованию, выяснилось, что Леонардо наносил краски толщиной всего в пару микрон, а общая толщина красящего слоя не превышала 40 микрон. Для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет 80-100 микрон, что в 40-50 раз больше, чем толщина мазка леонардовской кисти.
Сфумато с итальянского переводится как исчезающий, рассеивающийся, словно дым. Для этого метода характерны:
что усиливает иллюзию глубины пространства и реалистичности, поэтичности и загадочности. Недаром «улыбка Джоконды» является символом чего-то неуловимого и таинственного.
Сфумато присущи дымчатость и размытость заднего плана, которые позволяют сконцентрироваться на рассмотрении главного объекта картины. Контраст между светом и тенью в сфумато минимален, мазки и яркие цвета отсутствуют, переходы между тонами практически незаметны, фон лишён четкости и выразительности.
Классическое сфумато предполагает использование глазури – полупрозрачных красок на масляной основе и лёгких кистей с мягкой щеткой, позволяющих создать невидимые мазки. Позднее возникла техника «сухой кисти», когда художник наносит небольшое количество сухого красителя и подчищает лишнее, чтобы на поверхности оставался лишь микронный слой. Часто художники для создания эффекта размытости используют метод смазывания пальцем или ветошью.
Технология оптических просветов – это комплексная методика, которая базируется на технике «старых мастеров» и включает в себя современные приёмы и изобразительные материалы. Поэтому мы задействуем различные способы получения необходимых нам эффектов сфумато.
Аналог глазури в ТОП – это оптические смеси, которые, сочетаясь друг с другом и с предыдущими слоями, образуют новые оттенки. При помощи масляных лессировок создаётся глубина пространства и усиливается колорит. Метод «сухой кисти» применяется для создания недостающих оттенков, когда краска, словно незримая пыльца, покрывает целевые участки, делая их более утонченными, насыщенными или фактурными.
В рисунке сфумато проявляется наиболее отчётливо и понятно, поэтому начинать лучше с работы над простыми композициями, используя метод «сухой кисти». Именно в рисунке закладывается навыки, позволяющие впоследствии создавать реалистичную живопись:
В ТОП-живописи используются те же принципы, что и в рисунке, просто цели достигаются более сложными методами. Научившись рисовать с использованием графитового порошка и клячки, намного проще перейти к работе по механизму ТОП – наждачной бумаге, сухим и влажным лессировкам, о которых подробней можно узнать из этой книги.
В статье по вводу цвета вы говорите, что используете сухие лессировки. Этот способ аналогичен нанесению графитового порошка в рисунке? Он является ключевым для получения эффекта сфумато?
Андрей, хороший вопрос!) Вы правы, в работе графитовым порошком (в рисунке) есть что-то общее с акварельными лессировками (в живописи), но сравнивать их не имеет смысла. Графитовым порошком в рисунке делается всё. В живописи используется комплекс материалов, каждый из которых задействуется на своём этапе. Акварельная лессировка – это предпоследняя стадия, на которой вводится цвет.
Эффекта сфумато в живописи мы добиваемся на каждом этапе, в том числе и во время абразивной проработки. Совершенствование пятна происходит постоянно вплоть до завершения работы. Просто в рисунке пятно улучшается единственным изобразительным материалом, а в живописи – несколькими (плюс, абразив, разумеется, — https://ogivitel-art.com/ispolzovanie-nazhdachnoj-bumagi-dlya-polucheniya-obema-2-etap-tehnologii-opticheskih-prosvetov).