Цвет в живописи. Секреты появления новых оттенков при работе по технике «старых мастеров»

Проклейка и грунтовка полотна для живописи. Зачем это нужно?
Особенности формирования светотени и ее создания в технике «старых мастеров»

Цвет в живописи. Секреты появления новых оттенков при работе по технике «старых мастеров»

Поскольку человек видит в цвете, мир для него становится удивительным и прекрасным, поэтому поиск особого цветового решения является одной из главных задач художника. Как точно заметил Михаил Ломоносов: «много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит». Точно так же влияют на человека и цветовые решения в живописи: вызывают прилив радости и восторга, навевают грусть, погружают в раздумья, пробуждают беспокойство, рождают умиротворение.

Особенно полно колористические свойства проявляются в технике «старых мастеров», где новые оттенки появляются естественным способом – без смешивания красок. Секрет магии творчества художников эпохи Возрождения в знании ими свойств цвета и умении посредством технологии воспроизвести на полотне глубину пространства и создать цветовые гаммы, способные вызывать эмоции.

О свойствах цвета

Цветом называется особенность предметов вызывать у человека определенные зрительные ощущения под воздействием на эти предметы светового потока. Солнечный спектр содержит 7 основных цветов, которые в зависимости от молекулярного или химического состава объекта либо поглощаются, либо отражаются. При полном поглощении света наше зрение воспринимает объект черным, при полном отражение – белым, но чаще всего имеют место промежуточные вариации. Это означает, что каждый из 7 цветов поглощается и отражается в основном частично, и в итоге мы видим предмет не в чистом цвете, а в виде цветового пятна с преобладанием оттенков, которые отразились сильнее.

В сознании людей за теми или иными характерными предметами закрепились определенные цвета: море – синее, трава – зеленая, снег – белый. Такие оттенки называются предметными или собственными. Однако в жизни предметные цвета подвержены внешним воздействиям, и этот факт художник обязан учитывать. Он должен брать во внимание, что собственный оттенок объекта меняется в зависимости от освещения и фона, при удалении и приближении. Большое значение в колористическом восприятии также играет воздушная перспектива, с законами которой можно ознакомиться в этой статье. А о том, как работать «с пространством и в пространстве» рассказывает видео, посвященное технологии оптических просветов (ТОП), в которой используются те же принципы получения цветов, что и в технике «старых мастеров».

Значение и эволюция цвета в изобразительном искусстве

Воспроизведение цвета было одной из основных задач изобразительного искусства, начиная с древних времен, когда доисторические люди рисовали в пещерах и на скалах. Важную роль отводили цвету художники Древнего Египта, когда расписывали стены пирамид, мастера Древнего Рима и Византии, создававшие великолепные мозаики, и древнегреческие скульпторы, прибегавшие к росписи своих мраморных творений.

Вплотную к теории цвета подошли художники эпохи Возрождения, которые создавали произведения с использованием тончайших тональных переходов, благодаря чему им удавалось очень точно передавать материальность предметов. В эпоху барокко линия уступила место цветовому пятну, появились такие специфические техники, как динамический мазок и колористичекая фактура. Импрессионисты 19 века использовали эмоциональные оттенки, цветовые контрасты и рефлексы в тенях, а неоимпрессионисты разбивали поверхности на отдельные цветные пятна, считая, что смешивание красок уничтожает силу цвета.

Большую роль как инструмента воздействия на зрителя отводил цвету Ван Гог, делая отдельные участки нарочито яркими и насыщенными. Известный живописец Матисс и вовсе использовал пронзительные цвета и инновационные цветовые решения, считая, что в этом и есть настоящая жизнь.

Винсент Ван Гог – «Звездная ночь»

Проблемы начинающих художников при воспроизведении оттенков

Основная трудность тех, кто делает первые шаги в живописи, заключается в неумении замечать изменения предметного цвета. В любой обстановке окраска предметов для них является одинаковой, будь то дневное или вечернее освещение. Не говоря уже о рефлексах, которые новичку не удается заметить даже, если на них явно указать. Цвета заднего и переднего плана неопытные художники делают одинаковыми, не учитывая перспективные изменения.

Поэтому очень важно с первых уроков тренировать способность правильно видеть и воспринимать форму и цвета предметов. Ведь именно обусловленный, а не предметный цвет является, средством выражения правдивой действительности.

Создание цветовой гармонии по технике «старых мастеров»

Если проблемы новичков связаны с недостатком опыта, то трудности с цветопередачей у зрелых мастеров не столь очевидны. А ведь нередко можно видеть, как удачные работы одного и того же художника чередуются с посредственными и именно из-за отсутствия цветовой гармонии. Причина этому – несовершенство техники, которую он использует, ведь смешиванием на палитре красок невероятно сложно «попасть» в цвет. А ведь существуют еще рефлексы, полутона, блики и тональные переходы при создании которых традиционными методами получается грязь.

Вывод напрашивается сам собой – нужно заменить неэффективные методы на результативные. А тем, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве следует сразу использовать правильную методику, чтобы потом не переучиваться. Технология оптических просветов является оптимальным решением для любых задач изобразительного искусства, так как основана на технике «старых мастеров», где краски смешиваются не физически, а оптически путем наложения друг на друга полупрозрачных слоев. Таким образом, самый верхний слой приобретает оттенки звучности нижних, рождая удивительную цветовую гамму, способную влиять на чувства и эмоции зрителя.

Тициан – «Диана и Актеон»

Новые оттенки рождаются при взаимодействии имприматуры, лессировок и темперных смесей. Краски вводятся точечно и тончайшими слоями, поэтому не оставляют мазков и не приводят к резким цветовым контрастам. Чаще всего применяется акварель, которая не перекрывает предыдущие слои красителей, а, наоборот, гармонично с ними взаимодействует. Работа ведется по законам воздушной перспективы, что является залогом получения гармоничных природе оттенков. Подробнее об уникальной технологии оптических просветов рассказывается в книге, скачать которую можно по этой ссылке.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

2 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
2 лет назад

Оптические просветы?? Речь идёт о лессировках, которые используются в многослойной живописи? Или это что-то другое?

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Сергей

Сергей, лессировки – лишь одно из звеньев нашей технологии. Чтобы они давали необходимый оптический эффект, их нужно применять в определённой последовательности и определённым образом. Поэтому, несмотря на некоторую схожесть с лессировочным письмом традиционных техник, мы акцентирует внимание, что в технологии оптических просветов применяются другие лессировки, а сам принцип ведения работы кардинально отличается.

Эта статья – https://ogivitel-art.com/tehnologiya-opticheskih-prosvetov-top-osnovnye-etapy даст Вам целостное представление о методике. А из этого видео https://youtu.be/4cv6P6PYu_k Вы можете узнать, что такое ТОП-лессировки.

×
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x