Цветовой круг – верный помощник художника

Обучение рисованию
Школа живописи для взрослых «Ogivitel-ART»
Многослойная живопись старых мастеров
Обучение техникам живописи Старых мастеров

Цветовой круг – верный помощник художника

Цветовой круг в живописи

Глаз человека – это уникальный механизм, способный улавливать миллионы оттенков, поэтому любой художник понимает, что используемые им цвета должны гармонично сочетаться друг с другом. Одни живописцы интуитивно подбирают сочетания, другие пользуются цветовым кругом, состоящим из холодных и теплых тонов, а третьи умело сочетают эти два метода, что позволяет получать невероятные по красоте колористические комбинации.

Что такое цветовой круг

Цветовой круг представляет собой упорядоченную согласно законам образования цветов комбинацию, ориентируясь на которую можно определить, какие оттенки лучше всего подходят для передачи эмоционального состояния в том или ином произведении. Окружность условно можно разделить на две части, где будут располагаться теплые и холодные спектры. В каждом из них присутствуют первичные (основные), вторичные и третичные оттенки.

Основные цвета художественных красок

Большинство художников используют цветовой круг Иттена как самый удобный и хорошо структурированный. К основным цветам относятся синий, красный и желтый, являющиеся неотъемлемой составляющей всех художественных красок, потому что смешиванием других красителей их получить невозможно. В круге Иттена они располагаются в самом центре и образуют цветной треугольник.

 

Вторичные цвета

При смешивании синего и красного получается фиолетовый, красного и желтого – оранжевый, синего и желтого – зеленый. Это и есть вторичные оттенки. На цветовом круге они представлены в виде дополнительных треугольников, имеющих общие стороны с треугольником центральным. Прилегающие к этим сторонам основные спектры указывают на то, какие первичные цвета принимали участие в образовании вторичного.

Третичные цвета цветового круга

Третичные или составные цвета получены смешением одного из основных с соседним дополнительным оттенком. К ним относятся:

 

  • желто-оранжевый;
  • красно-оранжевый;
  • красно-фиолетовый;
  • сине-фиолетовый;
  • сине-зеленый;
  • желто-зеленый.

 

Нетрудно догадаться, что желто-оранжевый – это смесь желтого и оранжевого, сине-зеленый – синего и зеленого и т. д., и поясок цветового круга это наглядно демонстрирует. Основные, дополнительные и составные цвета называются хроматическими; черный, белый и оттенки серого – ахроматическими. Поскольку красный и желтый ассоциируются с огнем, а синий с водой и льдом, их вариации соответственно называют теплыми и холодными.

Как создать цветовую гармонию. Основные приемы создания цветовых схем

Существует несколько цветовых сочетаний, знание которых помогает художнику применять их в качестве колористической гаммы в живописи. Специалисты выделяют 6 основных комбинаций: комплиментарную, прямоугольную и квадратную, а также 3 вида триад – классическую, аналоговую и контрастную.

Комплиментарные цвета находятся на противоположных сторонах круга и сильно контрастят друг с другом, например, как зеленый и красный. Менее выраженный контраст получается при использовании соседних к противоположным оттенков (например, желто-зеленый + красно-фиолетовый + красно-оранжевый – контрастная триада). Аналоговая триада предполагает использование трех ближайших оттенков и позволяет получать плавные переходы. В квадратном и треугольном сочетании применяются 4 «разбросанные» по окружности цвета – эти схемы применяют для создания насыщенных композиций.

 

В традиционных техниках живописи цветовой круг также используется для определения конечного оттенка при смешивании красок. Однако результат получатся не всегда удовлетворительным, так как основные цвета у разных производителей имеют различные температуру, светлоту, цветовой тон и насыщенность. Кроме того, смешиванием красок на палитре невероятно трудно точно попасть в цвет, от чего картина становится разрозненной и неестественной. Тончайшие полутона, не говоря уже о внутреннем свечении, таким методом и вовсе получить невозможно.

 

Качественной альтернативой современным методикам, включая смешивание красок на палитре, является технология оптических просветов (ТОП), при которой цвета появляются естественным образом благодаря сочетаниям лессировок, имприматуры, оптических смесей и тонкой проработке полотна наждачной бумагой. Этот механизм включает в себя опыт великих мастеров эпохи Высокого Возрождения, когда совершенство художественных решений приблизилось к идеалу, и лучших инструментов, техник современного искусства. С недавних пор технология оптических просветов стала доступна всем желающим, и в практической части мастер-класса, мы показываем механизм введения цвета. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, скачать которую можно здесь.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

×