Распространенные техники живописи

Свет в живописи и его влияние на художественное произведение
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?

Распространенные техники живописи

За всю историю существования живописи появилось множество техник, позволяющих получать различные цветовые и текстурные эффекты, которые необъяснимым образом воздействуют на подсознание наблюдателя. Следовательно, чем богаче арсенал художника, тем больше у него возможностей для привлечения внимания зрителя к своим работам.

Безусловно, любая технология изобразительного искусства по-своему сложна и требует времени для освоения, поэтому невозможно освоить все техники. Да в этом и нет необходимости. Чтобы ваши картины были востребованы, достаточно в совершенстве овладеть несколькими методиками, но для начала следует узнать, что они собой представляют.

Алла прима

Это одна из самых популярных среди живописцев методик. В переводе с итальянского a la prima означает «в один присест», «с одной попытки», «на одном дыхании» и т.п. Работа ведется «мокрым по мокрому», то есть, не дожидаясь, пока высохнет предыдущий слой, художник наносит следующий.

Техника Алла прима не требует скрупулезной проработки деталей, позволяет усовершенствовать навыки мазков и понять принцип работы смешивающихся друг с другом красок. Однако передать точность образов и предметов при помощи данной методики достаточно сложно – реалистичный пейзаж, натюрморт или детализированное произведение в любом другом жанре не получится. Для этих целей лучше всего подходит многослойная техника, когда пигменты не смешиваются, а взаимодействуют между собой, благодаря чему рождаются красивые и естественные для глаза оттенки. Подробнее о том, как возникают интересные цветовые сочетания, которые невозможно получить путем смешивания красок, мы рассказываем в видео, посвященному подбору цвета по технологии оптических просветов.

Импасто

Технический прием, предполагающий нанесение нескольких толстых слоев краски, в результате чего образуется практически скульптурная поверхность, называется импасто (от итал. – тесто). Изначально эта методика применялась для маскировки различных дефектов или определенных участков картины. Позднее, во многом благодаря творчеству Ван Гога, импасто стала использоваться в качестве полноценной техники в живописи. Для получения желаемого эффекта пигменты смешиваются непосредственно на полотне, а вместо кисти часто применяется мастихин (инструмент в виде лопатки).

Используя импасто, можно создавать уникальные текстуры и впечатляющий объем, который благодаря рельефной поверхности ощущается на физическом уровне. Техника предполагает использование непрозрачных масляных, акриловых, гуашевых и темперных (с наполнителями) красок. Грубые мазки – неотъемлемая составляющая импасто, поэтому современные художники стараются максимально использовать свойства толстых слоев, создавая эффект лепнины.

Лессировочная техника

В отличие от предыдущих методик, техника лессировки (глизаль) основывается на работе полупрозрачными красками – преимущественно акварельными и масляными. При использовании нескольких слоев сочетания всех оттенков остаются видимыми, что вызывает эффект глубины пространства и внутреннего свечения. Цветовые пигменты при этом не смешиваются, а новый слой краски накладывается на уже высохший.

В масляной живописи при помощи тонкой лессировки можно воспроизвести сложные тона и фактуры и визуализировать мельчайшие детали. С помощью акварели хорошо передаются атмосферные и природные эффекты: дождь, дымка, туман, водная гладь, облака и другие. В технологии оптических просветов лессировке отводится одна из ключевых ролей. Глизаль применяется на нескольких этапах (масло, плюс проработка отдельных участков темперными оптическими смесями), в результате чего получаются переливчатые оттенки, а изображение воспринимается как единое целое. Краски на палитре не смешиваются, а мазки отсутствуют – работа ведется «от пятна» в пространстве и с пространством. Результат после проведения большинства этапов лессировки (до финишного нанесения масла) смотрите в видео.

«Сухая кисть»

Эта техника живописи берет начало с эпохи Возрождения, но в современной интерпретации сформировалась в 1980-х и хорошо зарекомендовала себя как коммерческая живопись. «Сухая кисть» представляет собой метод нанесения красок, когда они притираются тонким слоем к полотну. Используется жесткая щетина или синтетическая кисточка, и чем более насыщенным должно быть пятно, тем интенсивней затирка. Аналогом техники «сухая кисть» является методика создания рисунка «от пятна», которую мы преподаем на курсе технологии оптических просветов. Графитовый порошок наносится пятном, поэтому неестественная для глаза штриховка отсутствует, а светотени передаются очень мягко. Подробнее об этом рассказывается в видео.

Техника «сухой кисти» популярна среди уличных художников, потому что позволяет работать быстро и без эскизов. Она чаще всего применяется для рисования портретов и представляет собой нечто среднее между живописью и графикой. В традиционном изобразительном искусстве методика «сухой кисти» может использоваться для нивелирования излишней жесткости мазков и размытия контрастных переходов тонов и цветов.

Совмещение техник

Чтобы донести до зрителя авторскую идею, современные художники часто сочетают различные методы и приемы. Для достижения ярких и необычных эффектов на одной картине может использоваться как лессировка, так и корпусное письмо, мазки могут чередоваться с плоскими пятнами, импрессионистические приемы – с классическими и даже декоративными. Набор используемых красок также неограничен – от акварели до акрила. Тяга к новаторству и любовь к экспериментам позволяет воплощать в жизнь самые смелые фантазии и создавать альтернативную реальность.

Техника Старых мастеров

Техника Старых мастеров стоит особняком в изобразительном искусстве. Владея этой уникальной методикой, художник может создавать «живые» произведения, от которых трудно оторвать глаз. Технология оптических просветов, базируется на технике Старых мастеров и включает в себя современные приемы, материалы и инструменты. Это методика многослойной живописи, в которой важную роль играет подготовка полотна и удержание изображения в воздушной перспективе. Для этого используется комплексный подход, состоящий из:

  • проклейки и грунтовки поверхности;
  • нанесения имприматуры;
  • масляной лессировки;
  • работы наждачной бумагой и оптическими смесями;
  • точечного ввода цветов;
  • пропитки работы маслом.

Создание художественных произведений по технологии оптических просветов напоминает рассвет, когда благодаря поэтапной проработке полотна изображение проявляется постепенно. Ни одна деталь не выбивается из общей структуры, оттенки получаются глубокими, полутона плавно перетекают в светлые и темные участки. Более подробно технология оптических просветов освещается в книге, скачать, которую вы можете по этой ссылке.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
София
София
2 лет назад

Какую краску вы используете? Насколько я знаю, старые мастера маслом писали.

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  София

София! Технология оптических просветов – это комплексная методика, где используются несколько видов красок: темпера, масло и акварель. Для имприматуры вместо порошковой темперы также можно применять акрил.

София
София
2 лет назад
Ответить на  Роман

Темпера и акварель – это водорастворимые краски. Как совмещать их с маслом, тем более накладывая поверх него? Вы же по масляной лессировке рисуете темперными смесями (если я правильно поняла)? А значит будет грязь.

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  София

София! Во-первых, мы не рисуем и не мажем, а создаём объёмное изображение в воздушной перспективе (https://ogivitel-art.com/vozdushnaya-perspektiva-v-zhivopisi) :-).

Во-вторых, каждый вид красителей наносится на своём этапе. По мокрой лессировке темперными смесями мы не работаем – лессировочный слой должен полностью высохнуть (в течение 3-7 дней). Затем идёт создание первичного объёма с помощью проработки поверхности наждачной бумагой. Темперные смеси накладываются тонкими слоями на подготовленное абразивом полотно, что способствует хорошей адгезии и улучшает оптический эффект. Грязь исключена, поскольку масло частично высохло, частично впиталось. После смесей идут полусухие лессировки акварелью – там тоже грязи взяться неоткуда, тем более, что краска наносится микронными слоями.

×
4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x