Что для художника важнее – талант или мастерство?

Роль темперы в технике Старых мастеров
Роль темперы в технике Старых мастеров
Почему художники рисуют за мольбертом
Стол или мольберт? Что выбрать художнику для рисования?

Что для художника важнее – талант или мастерство?

Что для художника важнее – талант или мастерство

В поисках дела жизни человек всегда задает себе один и тот же вопрос: как понять, какое у меня предназначение? В изобразительном искусстве все точно так же. Сомнения в наличии таланта заставляют задуматься – а стоит ли тратить время? Или может заняться чем-то другим?

Если у вас возникает такой же вопрос, скорее всего вы уже пробовали рисовать, но потом по каким-то причинам оставили это занятие. Иначе бы даже не рассматривали изобразительное искусство как один из возможных вариантов профессиональной деятельности. Ну а раз пробовали, постарайтесь вспомнить чувства, которые испытывали. Увлекало ли вас рисование? Погружались ли в воображаемый мир, который оживал под воздействием карандаша и кисти?

Если вы вспоминаете такие моменты, значит определенно стоит пробовать, потому что любое занятие прежде всего держится на интересе к нему, а интерес впоследствии перерастает в любовь. И это главный критерий, который позволяет добиваться успехов в творчестве. Талант вторичен. И в этой статье мы попробуем это доказать.

Что такое талант?

Согласно Википедии, талант – это выдающиеся способности человека в той или иной сфере, которые позволяют принимать нестандартные решения и благодаря этому добиваться высоких результатов. Способности к изобразительному искусству обычно проявляются еще в детстве. Если ребенок увлеченно рисует и проводит за этим занятием много времени – это означает, что у него есть творческая жилка. Даже, если его рисунки ничем не отличаются от рисунков других детей, это еще ничего не значит. Просто ребенку нужен учитель, который поставит ему технику.


На уроках по изучению технологии оптических просветов мы начинаем с основ техники – это работа «от пятна» и построение композиции в рисунке. В этом видео демонстрируется один из вариантов конструкции будущего изображения и принцип работы графитовым порошком. Обратите также внимание на то, как передается динамика в рисунке.


Безусловно, встречаются и самородки, работы которых существенно выделяются на фоне рисунков сверстников. Но это не означает, что таким детям не нужно учиться. Просто они будут легче усваивать учебный материал или, как говорят: «все схватывать на лету». Большинство же одаренных детей проявляет свой талант исключительно любовью к рисованию и желанием учиться. Результаты приходят чуть позже.

Почему талант молчит?

Многим людям так и не удается уверовать в свои способности к рисованию в юном возрасте, и они приходят в профессию уже в зрелые годы. За примерами далеко ходить не надо. Знаменитый Поль Гоген, картины которого, сейчас стоят десятки миллионов долларов, профессионально начал заниматься живописью только в 35 лет, а до этого был биржевым маклером и коллекционером предметов изобразительного искусства.

где искать талант 

Еще более впечатляющей выглядит история американской художницы Анны Марии Мозес, которая начала рисовать в 78 лет! Всю жизнь женщина проработала на ферме и лишь на склоне лет, когда здоровье больше не позволяло ей работать физически, взяла в руки кисть и краски. Ее картины понравились приезжему коллекционеру, и он организовал для нее несколько выставок. Бабушка Мозес, как ее называли соотечественники, стала знаменитой на всю страну в возрасте 80 лет. Она прожила 101 год и написала более 250 картин.

где искать талант

Вдохновляющие примеры, не так ли? Но ведь ни Гоген, ни Анна Мария Мозес не знали, что талантливы. Они просто попробовали. Талант не всегда проявляется явно. Один из способов его раскрыть – начать делать то, к чему лежит душа. «Талант – дар, над которым властвует человек, а гениальность – дар, властвующий над самим человеком», – сказал американский поэт Джеймс Рассел Лоуэлл. И с этим трудно не согласиться.

Талант без мастерства, как каша без ложки

Теперь давайте представим себе противоположную ситуацию. Художник обладает талантом, но не может реализовать свои идеи так, как он их видит. Воображение ему рисует одно, а на полотне получается совершенно другое. «Как же так?» – задается он вопросом, – «Ведь за плечами годы учебы в художественной школе и профильном вузе, затем еще несколько лет оттачивания мастерства. Почему же мне не удается воспроизвести нарисованную в голове картину на полотне? Что я делаю не так?»

Согласно механизмам, которые предлагают современные техники, художник все делает правильно. Проблема не в нем, а в несовершенстве традиционных методик, которые не позволяют создавать на полотне живое пространство. Кисть оставляет следы, смешивание красок на палитре не позволяет точно подобрать цвет, корпусное письмо убивает воздушную перспективу. Вот основные проблемы, преодолеть которые даже при наличии выдающихся способностей невозможно.

Современные техники и реалистичная живопись несовместимы. Продолжать их использовать – все равно, что зарывать талант в землю. Поэтому нужно кардинально изменить подход к работе и, если вы хотите писать «живые» картины, похожие на композиции Старых мастеров, технология оптических просветов (ТОП) будет лучшим выбором. Это уникальная методика, принцип которой существенно отличается от традиционных методов, когда с помощью красок художник пытается создать и цвет, и объем, и фактуру, но они получаются искусственными. ТОП исповедует комплексный подход, который включает в себя:

  • подготовку полотна: проклейка, грунтовка, имприматура;
  • работа маслом, темперой, акварелью – в зависимости от этапа.
  • лессировки: сухие, влажные, полусухие;
  • работу наждачной бумагой и оптическими смесями;
  • работа с пространством, а не мазать, писать или рисовать.

Методика основана на взаимодействии полупрозрачных слоев и работе с воздушной перспективой, в результате чего рождаются глубина пространства, новые гармоничные природе оттенки и иллюзия настоящей реальности. Технология оптических просветов – это пошаговое движение к истинному мастерству, позволяющему художнику в полной мере раскрыть свой талант и дающему толчок для появления новых идей. Один из важнейших приемов ТОП – этап проработки поверхности наждачной бумагой описывается в этом видео.

Есть ли у вас талант

Есть ли у вас талант?

Говоря «у меня нет таланта», люди обычно пытаются оправдать собственную лень. Зачем тратить время, если ничего путного не выйдет? Такой подход можно встретить сплошь и рядом и не только в живописи. Он убивает все рациональные идеи и хоронит талант, который в большинстве случаев открывается как раз по мере приобретения навыков. «Открыть в себе талант», – не пустое выражение. Необходимо начинать действовать, и тогда вы увидите, легко ли вам дается обучение и доставляет ли рисование удовольствие. Лучше осознанно бросить, чем не попробовать и потом всю жизнь жалеть об упущенных возможностях.

 

А мы в свою очередь обещаем, что обучение технологии оптических просветов вам понравится. Эта методика существенно отличается от традиционных, и не требует выдающихся способностей. Все, что необходимо – вести работу поэтапно согласно понятной системе, и вы увидите, как «живое» изображение будет постепенно проявляться на полотне. Тратить годы на обучение также не придется – необходимые для работы навыки вы получите за несколько месяцев. Подробнее о технологии оптических просветов рассказывается в книге, скачать которую можно по этой ссылке.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

×