По мнению некоторых искусствоведов и историков живописи Ганс Мемлинг – всего лишь прилежный последователь Яна Ван Эйка и Рогира Ван дер Вейдена, и что говорить о нём как о выдающемся художнике Северного Возрождения – это слишком. Позволим себе не согласиться с экспертами! Ни Ван Эйк, ни Вейден не могли похвастаться столь прекрасными и безмятежными пейзажами.
Конечно, Мемлинг многое взял у «отцов Северного Возрождения», но также внёс и свою весомую лепту в развитие европейской живописи. Работы этого художника подкупают точностью, продуманностью и красотой природы.
Ганс Мемлинг объединил стили Ван Эйка и Ван дер Вейдена, позаимствовал некоторые моменты из итальянского Ренессанса и внёс в живопись новые интересные элементы. Мемлинг – не просто талантливый последователь своих именитых предшественников, а равный им по таланту и вкладу в изобразительное искусство мастер.
Ганс Мемлинг родился в период 1433-1435 годов (точные сведения о дате рождения отсутствуют) в немецком городке Зелигенштадт. Художественное мастерство он оттачивал в Кёльне – его утончённая живопись сформировалась под влиянием работ известного кёльнского живописца Стефана Лохнера.
Около 1459-1460 г. г. Мемлинг перебирается в Брюссель. Принято считать, что его учителем в Нидерландах был сам Рогир ван дер Вейден. И хотя документальных подтверждений этому нет, вейденовское влияние на творчество молодого художника очевидно, особенно в плане создания композиции.
Основой любой композиции является конструкция, поэтому обучение технологии оптических просветов начинается с чёрно-белого рисунка, с использованием треугольников. Такой подход позволяет выдерживать пропорции и правильно располагать элементы композиции по отношению друг к другу. При создании драпировки важно увидеть форму складок, и конструкция в этом очень помогает. |
В пользу версии о том, что Мемлинг учился у Вейдена свидетельствует и тот факт, что почти сразу после смерти Рогира в 1464 году он перебрался из Брюсселя в Брюгге. В этом городе художник и проживёт оставшуюся жизнь, здесь он напишет все свои самые значительные произведения.
Один из ранних шедевров Ганса Мемлинга — триптих «Страшный суд». В этом монументальном произведении с помощью тончайшего письма масляными красками художнику удаётся проработать самые мелкие детали и тонко изобразить световые эффекты, которые завораживают зрителя. Избегая грубого натурализма мучений грешников, Мемлинг очень точно передает чувства обречённости и ужаса в лицах и позах попадающих в ад людей.
По мнению специалистов, вершиной мастерства художника, является сцена введения в Рай. Левая створка триптиха представляет собой одну из самых «светлых картин рая» в мировой живописи! Спасённых, идущих по мраморной лестнице, встречают ангелы и облекают в одежды, а из-за приоткрытых Ворот Рая вырывается ослепительной яркости свет. Жесты персонажей естественны, лица просветлённые. Архитектурный ансамбль райской обители выполнен с изумительной скрупулёзностью. Планы, несмотря на обилие персонажей, не наслаиваются друг на друга, композиция передает светлое возвышенное настроение – добиться такого воздействия на зрителя под силу только великому мастеру! Мемлинг очень точно изображает обнажённые тела, которых на триптихе превеликое множество. Это говорит о том, что художник основательно изучал анатомию человека.
Мемлинг был одним из первых, если не первым художником Северного Возрождения, кто показал обнажённое тело в качестве ключевого элемента композиции. До него изображения нагих фигур появлялись лишь в сюжетах Страшного суда и были схематичными. Попытки работать в этом жанре предпринимал и Ван Эйк, но его персонажи – скорее аллегоричны, чем натуралистичны.
У Мемлинга же обнаженная натура выступает как реалистичный акцент композиции. Художник обращает внимание на женскую красоту, подчеркивает её и выносит на передний план. Все другие элементы он делает второстепенными, лишний раз давая понять, что именно красота обнаженного женского тела является главной мыслью сюжета. Для Северного Возрождения, где преобладали религиозные принципы, подобные нарративы можно назвать довольно смелой, и, нужно отметить, весьма удачной попыткой художника дать вектор новому направлению в живописи.
Мемлинг был превосходным портретистом и первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на пейзажном плане погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом для итальянских и нидерландских живописцев.
В своей грандиозной по сложности композиции картине «Страсти Господни» Мемлинг довольно необычно раскрыл библейские эпизоды. Он разместил их в среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мифологию с реалистичными эпизодами. 23 сюжета жизни Иисуса Мемлинг объединил в повествовательную композицию, где отсутствует центральная сцена.
Эпизоды распределены внутри и на окраинах идеалистического средневекового города, который обнесён стеной с увенчанными куполами экзотическими башнями. Зрителю кажется, что он смотрит на композицию «с высоты птичьего полёта», поэтому находящаяся за городом голгофа хорошо видна. Необычны для живописи Северного Возрождения внутреннее освещение по всей картине и детально проработанные тени и полутона. Ещё никто не создавал столь возвышенные и безмятежные пейзажи, приковывающие взгляд не менее, чем персонажи картины.
Принято считать, что одним из первых «чистых» натюрмортов является знаменитая «Корзина с фруктами» Караваджо. На самом же деле изолированный, самостоятельный натюрморт принадлежит кисти Ганса Мемлинга. Во всяком случае, это первое из дошедших до нас художественных произведений этого жанра.
Мемлинг искал гармонию во всем, что его окружало! Просветленность образов, лирическая настроенность, умиротворенность и гармония мира стали основным лейтмотивом и стилем, который оставался неизменным на протяжении всего творческого пути художника.
Ганс Мемлинг обладал большим талантом. Но это не единственное его оружие. Обращает на себя внимание техника тонких лессировок, которой художник владел в совершенстве и без которой невозможно было бы добиться столь впечатляющих результатов в портрете, пейзаже и натюрморте.
Действительно многое зависит от техники. Так что, если вам интересно, как работали «старые мастера» и с помощью каких инструментов достигали потрясающих эффектов реалистичности, можете прочитать эту книгу. В ней рассказывается о том, как, создавая полупрозрачные лессировочные слои, получать глубинное пространство и гармоничные природе оттенки.