Несмотря на новаторства Яна ван Эйка в области масляной живописной техники, среди экспертов существует мнение, что принципы Северного Возрождения более полно и точно воплотил Рогир ван дер Вейден. Его творчество – это синтез готики и ванейковских инноваций, поэтому оно было близко как живописцам, оставшимся верным традициям, так и художникам, стремившимся двигаться вперёд.
Роже де ла Пастур (таково настоящее имя Ван дер Вейдена) родился в 1399-м или 1400-м году в бургундском городке Турне́. В 1426-м году он сочетался браком Элизабет Гоффэртс, у пары было четверо детей – дочь и 3 сына.
Где и у кого Де ла Пастур учился живописи до 1427-го года неясно. Имеются только сведения, что в период с 1427 по 1432-й его обучал «флемальский мастер» Робер Кампен. Чем занимался Роже до 26 лет, неизвестно. Исследователи искусства полагают, что он мог быть скульптором, поскольку во многих его работах присутствуют элементы, напоминающие цветные барельефы. Такой вариант возможен, ведь, помимо мастерских художников, в Турне́ была известная скульптурная школа.
Ранние работы Рогира ван дер Вейдена практически неотличимы от произведений Кампена. Однако с ростом мастерства художника они начинают приобретать индивидуальный стиль. О пользе копирования произведений известных художников и использовании этого метода в обучении технологии оптических просветов рассказывается в этом видео:
Для создания реалистичной живописи используется «метод от пятна» в воздушной перспективе, когда светотеневой рисунок изображается в виде множества слегка размытых участков, плавно перетекающих друг в друга.
Закончив обучение, Ван дер Вейден получает звание мастера, что даёт ему право набирать собственных учеников. Однако, вступив в гильдию художников Святого Луки, в Турне́ он не задержался и в 1435-м году отравился в Брюссель. Видимо, по приглашению властей, так как почти сразу по прибытии получил должность ведущего живописца города. В Брюсселе художник проживёт оставшуюся жизнь и напишет практически все свои произведения.
Как и на большинство нидерландских художников 15 века, большое влияние на Ван дер Вейдена оказало творчество Яна ван Эйка. Такой вывод напрашивается при сравнении «Мадонны канцлера Ролена» кисти Ван Эйка и вейденовского «Святого Луки, рисующего Мадонну». Похожие стиль, композиция и манеры персонажей говорят о том, что в тот период своего творчества Вейден пребывал под сильным впечатлением работ Ван Эйка.
Но несмотря на многие сходства отличия между этим двумя произведениями также прослеживаются. В картине Ван дер Вейдена больше динамики и более реалистично проработаны руки и жесты, которые после лица являются главным показателем эмоционального состояния человека. Несмотря на пока ещё недостаточно умелое пространственное построение, некоторые нарушения перспективы и отсутствие чёткого единства композиции Рогир сумел показать сложные переживания Святого Луки. Этот момент в ранней работе, пожалуй, и является отправной точкой в выработке собственного стиля Вейдена.
Главные достижения художника лежат в области передачи человеческих эмоций. И если Ван Эйк был больше нацелен на гармонию мира и цельность человеческой личности, то Ван дер Вейден направляет все усилия на выявление сложной духовной сферы человека. Его стихия – драматизм сюжета. В дальнейшем, опираясь на достижения готического искусства, он уделяет много внимания передаче душевного мира людей. В этом смысле Рогир пошел дальше Ван Эйка и открыл нидерландским живописцам новые возможности.
Главные его достижения лежат в области передачи человеческих эмоций. Все свои работы он стремился сделать совершенными как по живости и эмоциональности персонажей, так и по целостности композиции. Ван дер Вейден умел мастерски передавать так называемые душевные движения: радость, страх, гнев, печаль, укоризну и т. п., заставляя зрителя сопереживать героям сюжета.
На заре брюссельского периода художник создаёт очень мощное по эмоциональному воздействию произведение «Снятие с креста». Картина, заказанная в 1435-м году гильдией арбалетчиков, впоследствии будет названа одной из вершин не только Северного Возрождения, но и всего европейского изобразительного искусства 15 века.
Искусствовед Лорн Кэмпбелл считает, что картина вызывает интерес и приковывает внимание не столько реализмом, сколько искажениями, от которых возникают беспокойство и тревога. Иррациональные элементы и деформированные образы, вызывают у зрителя наивысшее эмоциональное напряжение. Для концентрации внимания зрителя на переднем плане и усиления трагизма событий Ван дер Вейден помещает фигуры величиной почти в человеческий рост в ограниченное пространство и создаёт из них слитную группу.
Дошедшими до нас шедеврами Ван дер Вейдена также являются «Алтарь Девы Марии», известный как «Алтарь Мирафлорес», и полиптих «Страшный суд», написанные в период с 1445 по 1450 годы. Интересно, что изначально король Кастилии Хуан II заказал алтарь у Яна ван Эйка, но тот в 1441 году умер, и заказ достался Ван дер Вейдену.
Традиционные сюжеты и иконографию всех эпизодов «Алтаря Мирафлорес» Рогир подаёт по-своему, не опираясь на канонические учения. Он пишет, повинуясь исключительно собственному вкусу. Все сцены происходят в нишах, обрамленных стрельчатыми готическими арками со скульптурным декором. Впечатляет то, как скрупулёзно художник прописывает каждую деталь, визуально превращая арки из нарисованных в «сделанные из камня». Слева расположена сцена «Рождество», в центре – «Оплакивание», справа – «Явление воскресшего Христа Богоматери». Особенно трогает центральная часть, где Вейдену удалось отвлечься от чисто божественного и показать великую скорбь и нежность в лицах и жестах оплачивающих Христа людей.
Не менее эмоционально выглядит и полиптих «Страшный суд», в котором художник сумел очень точно изобразить всю гамму разноплановых эмоций. Возвышающийся над алтарём Христос абсолютно спокоен и контролирует происходящее. Лица грешников искажены муками и ужасом, Архангел Михаил, взвешивающий на весах души, невозмутим и бесстрастен.
Рогир был одним из крупнейших мастеров портрета своего времени. В этот молодой жанр европейской живописи он привнес пристальное внимание к сложным эмоциям и «душевным движениям». На большинстве портретов Вейдена изображены представители аристократических кругов нидерландского общества, которых художник с большим мастерством наделял достоинством и благородством, делая акцент на аскетической одухотворенности образов.
В 1450-м году Рогир ван дер Вейден побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. В Италии он выполнил заказы династий Медичи и д’Эсте, результатом которых стали картины «Мадонна» и «Портрет Франческо д’Эсте». Итальянские впечатления были также отражены в алтарных произведениях: «Алтарь Иоанна Крестителя», триптих «Семь таинств» и «Поклонение волхвов», выполненных художником по возвращении во Фландрию. Искусствоведы связывают с этой поездкой и первое знакомство итальянцев с техникой масляной живописи, которой Рогир ван дер Вейден владел в совершенстве.
Великий фламандский художник умер в 1464 году и оставил после себя огромное наследие. Его работами вдохновлялись целые поколения живописцев как в Нидерландах, так и далеко за пределами страны. Его творчество повлияло не только на фламандских, но и итальянских живописцев того времени, что впоследствии приведёт к мощному всплеску в изобразительном искусстве под названием Высокое Возрождение. Ренессансная техника «старых мастеров» стала основой для создания комплексной методики, с помощью которой, не обладая талантом Ван Эйка или Ван дер Вейдена, можно создавать живопись музейного качества. О том, какие для этого используются приёмы, инструменты и изобразительные материалы, можно прочитать в этой книге.