Джотто и его великое наследие

Живопись – ремесло или творчество?
Мазаччо. Последователь Джотто, яркий художник эпохи Раннего Возрождения

Джотто и его великое наследие

Роль Джотто в развитии художественного творчества колоссальна. Выдающийся итальянский художник, новатор, изобретатель – он открыл новый этап в истории изобразительного искусства Европы и явился предвестником эпохи Возрождения.

Благодаря Джотто ди Бандоне живопись начала развиваться самостоятельно – она перестала зависеть от архитектуры и церковных догм. Джотто изобрёл новую форму визуализации, которая позднее получила название «естественное искусство» и которая основана на отображении мира на полотне таким, каким мы его видим.

Джотто новатор! Джотто режиссёр

На протяжении многих веков церковь оказывала влияние на изобразительное искусство, ограничивая его и не давая ему развиваться. Религиозные каноны Средневековья считали всё земное греховным и настойчиво навязывали мысль, что изображать разрешается только Бога, ангелов и святых. Чтобы, видя зримое, люди стремились к духовному.

Нередко Джотто называют реформатором. Но это не совсем верное определение, поскольку у Джотто не было ни задач, ни тем более полномочий проводить какие-то реформы. Он ни с кем не боролся и никому ничего не навязывал. Он просто начал рисовать по-другому – не по церковным правилам и канонам, а так, как видел и чувствовал, как подсказывали ему сердце и воображение.

Новаторство в наши дни связано в основном с экспрессией, которой пестрят выставки современного искусства. Но, в этом океане невообразимых фантазий есть «островок» настоящей живописи. Живописи, которая началась с Джотто, и которую увенчали великие произведения художников Высокого Возрождения. Чтобы научиться создавать живописные картины с естественными оттенками и глубинным пространством, необходимо применять комплексную методику, состоящую из 5 этапов:

Джотто обладал огромным талантом и природной интуицией, он видел в искусстве то, что было скрыто от других. Благодаря этому он практически в одиночку создал новые отношения между художником и обществом, побудил зрителя по-другому воспринимать живопись. В чем же новаторство, Джотто? Почему принято считать, что именно с него начинается современное европейское искусство?

Джотто ликвидировал двойственность, господствующую в христианском искусстве. Формой проявления веры для художника стала сама действительность, а не ирреальный мир, присущий итало-византийской живописи. Смело порывая с художественными канонами Средневековья, Джотто изображает евангельские сцены с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в драматичные, увлекательные рассказы. Художник впервые выступает как режиссер, который привносит в сюжет свое видение и свою интерпретацию происходящего.

Фреска «Поцелуй Иуды»

«Поцелуй Иуды» – гениальное проведение Джотто! Сколько смысла в этой секундной сцене!

Иисус предстает перед зрителем как благородный, возвышенный и красивый мужчина, а не безликое божество. Иуда же с его вогнутым лбом и маленькими глазками напоминает первобытного человека. Так Джотто показывает добро и зло. Он делает это на визуальном уровне, отождествляя моральную красоту и моральное уродство с красотой и уродством физическим.

Вызывающий отвращение Иуда пристально всматривается в прекрасное лицо Христа, пытаясь найти в его глазах какой-то ответ – возможно, объяснение причины своего падения. Иисус же абсолютно спокоен. В его взгляде нет ни ненависти, ни презрения, но нет и ответа.

В своей работе Джотто показывает не только историческое событие, но и психологическое действо, драматургию, энергетику момента, а героев композиции он наделяет человеческими лицами. Всего этого до него не делал никто! Применяя ряд известных в то время приёмов — угловые ракурсы и упрощенную перспективу, Джотто создаёт иллюзию глубинного пространства, передаёт ясность и чёткость структуры.

Сравнение фрески Джотто с миниатюрой Средневековья

Чтобы осознать колоссальный вклад Джотто в европейскую живопись, достаточно сравнить его «Поцелуй Иуды» с изображением этого же сюжета в средневековом искусстве. Вот миниатюра 12 века с плоскими фигурами и ликами вместо лиц, с зависшими в воздухе персонажами и отсутствием сюжета. С неестественным полукругом из голов людей и «живущей собственной жизнью» драпировкой одежды.

На фреске Джотто, чётко видны композиция, драматургия, объём и эмоции людей. Это настоящий прорыв по сравнению с живописью средних веков!

Сравнение «Поцелуя Иуды» с фреской Чимабуэ

Безусловно, и до Джотто живописцы пытались сделать живопись более реалистичной. Например, в «Поцелуе Иуды» кисти Чимабуэ (учителя Джотто) вместо абстрактного золотого фона мы видим синеву неба и элементы пейзажа. Лица персонажей уже не столь похожи друг на друга, как в средневековой миниатюре.

Но всё-таки Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске отсутствуют эмоции и объём, композиция не выглядит реалистичной. Фигуры героев сцены плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу, его ноги не достают до земли. Лицо Христа как будто окаменело. Фигуры Святого Петра и его слуги слишком малы по сравнению с другими персонажами.

Во фреске Джотто ярко выражен композиционный центр, лица людей напряжены, присутствует немой диалог между Иисусом и Иудой, а также ярость Петра, который с ножом бросается на предателя и случайно отрезает кому-то ухо. Трубящий в рог человек на дальнем плане как предзнаменование вознесения в рай и множество других деталей заставляют нас увидеть целую историю – от поцелуя Иуды до грядущего воскрешения Христа.

Новаторство в технике

Джотто произвел переворот в итальянской живописи, и только через 100 лет великие мастера эпохи Ренессанса сумели поднять планку реалистичности ещё выше. Но даже несмотря на усовершенствования формы и техники, в философском анализе никто из них не пошёл дальше Джотто.

Что касается техники, то и здесь Джотто был новатором. Разработанные им приёмы тонального светотеневого моделирования путём постепенного высветления базового красочного тона позволяют придавать формам близкую к скульптурной объёмность и в то же время сохранять сияющую чистоту оттенков и их декоративные функции.

Техника «старых мастеров» восстановлена!

Долгое время техника старых мастеров была утрачена, и только сравнительно недавно её удалось воссоздать и сделать доступной для художников любого уровня подготовки. С её помощью можно создавать реалистичный объём и получать гармоничные природе оттенки. Как это в своё время делал Джотто, а позднее Леонардо, Рафаэль и Тициан, которым удалось дополнить методику, добиться подлинной реалистичности и вплотную приблизиться к совершенству. Подробнее о том, как создавать шедевры реалистичной живописи с целостными светотеневыми и цветовыми отношениями, глубинным пространством и волшебным внутренним свечением можно узнать из нашей мини-книги.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юрий
Юрий
2 лет назад

Учитывая то, какие проблемы приходилось решать Джотто в то время, (а он фактически в одиночку создавал фундамент, на котором в дальнейшем будет строится искусство Возрождения), можно примириться с недостатками, которые несколько «коробят глаз». Нужно понимать, что это были первые правильные шаги в изображении живой реальности. Без Джотто не было бы ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Рафаэля, ни Тициана, не было бы Ренессанса. Джотто – гений и заслуживает стоять в одном ряду с вышеупомянутыми великими художниками, которые довели до совершенства его новаторские начинания.

×
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x