Свет в живописи является основополагающей характеристикой. «А как же объем, цвет, фактура, гармония и пропорции?» – спросите вы. Это все очень важные вещи, но без света их попросту не было бы. Думаете – преувеличение? Вовсе нет. Посудите сами, ведь все, что изображается на картине, это световые пятна той или иной силы, которые на основе накопленного опыта наш мозг интерпретирует как нечто материальное. Таким образом, свет отвечает за существование предметов на картине в принципе, а все остальные факторы – за то, в каком виде это существование увидит зритель.
Но, кроме силы света красок, обеспечивающих «материализацию» объектов на полотне, существует такое понятие как освещение. От него зависит то, насколько отчетливо будут видны предметы, их тон, а также общее настроение композиции. Освещение также влияет на то, как будет восприниматься собственный цвет объектов, и насколько хорошо будут различаться их форма и объем.
Предмет зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен. Распределение освещенности по его поверхности называется светотенью, которая показывает не только степень видимости областей предмета, но и передает его объем и конфигурацию, а также окружающую обстановку, частично поглощающую световой поток.
Свет распространяется прямолинейно и изменяет направление, когда переходит из одной среды в другую или отражается от поверхностей. В свою очередь отражение лучей позволяет видеть цвет и форму, которые воспринимаются тем или иным образом в зависимости от силы источника света, расстояния от него до освещаемого объекта и угла падения лучей.
Основные светотеневые закономерности легко прослеживаются на полоске бумаги, согнутой так, чтобы одна половина представляла собой гладкую «змейку», а другая имела несколько расположенных под углом друг к другу плоскостей.
Хорошо видно, что все поверхности имеют разную освещенность, степень которой принято делить на:
По каким признакам характеризуется тот или иной участок освещенного предмета можно прочитать в статье «Объем в живописи». А о том, как прорабатывать светотень с помощью наждачной бумаги рассказывается в видео, посвященному технологии оптических просветов. Методика базируется на технике Старых мастеров и состоит из нескольких этапов. Один из них – работа наждачкой, когда с помощью удаления тонких слоев имприматуры и лессировки получаются света и полутени.
На реалистичность изображения в значительной степени влияет количество света. Слишком слабая или излишне сильная освещенность делают форму и объем плохо различимыми, изменяют оттенки объектов. При большом количестве света краски становятся более светлыми и теплыми, уменьшается количество собственных и падающих теней, снижается контрастность. При слабом освещении пропадают не только форма и объем, но и сходит на нет цветность, а темнота так и вовсе «убивает» любые детали предметов, поэтому художественные произведения с изображением сумеречной или ночной обстановки встречаются нечасто.
Теплое освещение привносит в обстановку уют и расслабляет, а холодное концентрирует. Согласно закону тепло-холодности (хоть он и достаточно условен) тени при теплом свете следует делать более холодными и наоборот. Теплоту дает свет электрической лампы, открытого огня, заката солнца и в большинстве случаев дневное освещение на плэнере. Тени обычно приобретают голубовато-серый, зеленоватый, фиолетовый и синеватый оттенок.
Свет, проникающий в помещение из окна, излучаемый солнцем в ненастную погоду и люминесцентной лампой, как правило, холодный. Окутанные легкой дымкой освещенные участки предметов приобретают голубоватый, белесый и темно-серый цвет. Тени, наоборот, выглядят теплыми – красноватыми, зеленоватыми и коричневыми.
От того, куда направлен световой поток, и каким образом расположены объекты зависит степень их освещения и распределение теней. Следует также учитывать высоту источника света, от которой изменяется восприятие объема, конфигурации и фактуры предметов, а также расстояние между ними. Направлением света и местоположением источника по отношению к объектам можно задавать настроение в картине – от запутанности, загадочности и интриги до открытости, доверительности и синергии.
Свет может быть как хаотичным, так и выявляющим детали. В первом случае отдельные участки объектов освещаются выборочно, что нередко сопровождается появлением «солнечных зайчиков», во втором освещение вносит порядок – светотени располагаются логично, усиливая объем, форму и глубину цвета.
При работе в технике Старых мастеров глубина пространства достигается путем последовательного нанесения полупрозрачных слоев белил, имприматуры, лессировок и темперных смесей. Но сначала выравнивается тон и прорабатывается «световое пятно» – убираются помехи, которые мешают глазу воспринимать изображение целостным. После проработки света необходимо поработать над полутонами – убрать помехи на более темных участках картине и выровнять тональность. Чтобы не возникало перепадов между силой света на отдельных участках, работу необходимо вести по всему полотну. О выравнивании светотени по технике Старых мастеров рассказывает это видео.
Опытные художники в своих произведениях иногда используют нестандартные способы освещения объектов. Оно может быть представлено в виде одновременного воздействия направленного бокового и рассеянного верхнего света или холодного светового потока из окна наряду с локальной подсветкой электрической лампы. Вариантов довольно много, и это позволяет художнику воплотить в реальность интересные замыслы и оригинальные идеи.
Однако следует помнить, что разнонаправленное освещение, особенно одинаковой светосилы, убивает форму, объем, цвет и воздушную перспективу, которая является неотъемлемой составляющей глубины пространства, целостности художественного произведения и самой техники Старых мастеров. Поэтому начинающим художникам, которые решили освоить методику великих художников эпохи Возрождения лучше избегать сложности света и свести к минимуму вероятность появления ошибок, ведущих к разрозненности композиции. Подробнее об этапах работы можно прочитать в книге, посвященной технологии оптических просветов, базирующейся на технике Старых мастеров и дополненной современными приемами в живописи.
Очень полезная статья! Спасибо! Вот только непонятно, что означает «убираем помехи», работая в технике старых мастеров.
Марк, благодарим за отличный вопрос! В основе технологии оптических просветов лежит метод работы «от пятна» (https://ogivitel-art.com/metod-ot-pyatna-v-zhivopisi-i-risunke) по законам воздушной перспективы (https://ogivitel-art.com/vozdushnaya-perspektiva-v-zhivopisi).
Под термином «убираем помехи» подразумевается устранение неприятных для глаза моментов: чрезмерной контрастности, грубости и резкости светотеневых пятен, цветовой дисгармонии и т. п. На каждом этапе произведение должно выглядеть красиво. Красота – это гармония, а гармония – отсутствие зрительных помех, когда, созерцая композицию, глаз отдыхает, наслаждается и радуется увиденному).