Метод «от пятна» в живописи и рисунке

Антонелло да Мессина – первый итальянский художник, добившийся успеха в масляной технике
Сандро Боттичелли – великий лирик эпохи Возрождения

Метод «от пятна» в живописи и рисунке

Метод «от пятна» является важнейшим принципом ведения работы по технологии оптических просветов. Это не только механизм реализации задуманного, но и способ мышления художника, который стремится создать «живое» произведение с магически притягательными образами и глубоким пространством.

2 способа изображения

Как известно, любое изображение состоит из фрагментов, объединенных композиционно и колористически, которые можно отобразить 2-мя способами:

  1. Нарисовать контур и закрасить или заштриховать внутреннюю часть в зависимости от того, рисунок это или живописное произведение.
  2. Создать как единое целое.

В первом случае получится своего рода графика, которая при высоком мастерстве художника может быть весьма привлекательной.  В графической манере выполнены некоторые произведения Сандро Ботичелли. Великий итальянский художник настолько гениально владел линией, что, глядя на его работы, можно утонуть в очаровании романтических образов.

Безусловно, графика и живопись с использованием линейных контуров имеют право на существование. Но являются ли произведения с графическими компонентами реалистичными? Нет! Потому что в природе нет ни линий, ни штриховок, ни заливок, ни мазков.

Тренировка глаза

А что тогда есть? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести небольшой эксперимент-наблюдение. Если прищурить глаза и посмотреть на окружающую обстановку, то можно увидеть, что объекты размылись и превратились в цветовые пятна. По мере ослабления прищура картинка приобретает фокус, но по-прежнему состоит из пятен, только они теперь стали более отчётливыми.

Такая тренировка глаза очень полезна. Во-первых, она формирует правильное мышление и понимание того, как в действительности выглядят предметы. Они не состоят из двух независимых частей – контура и внутренней области, а представляют собой единое целое, которое мы и называем пятном. Во-вторых, «поставленный глаз» позволяет правильно работать по технологии оптических просветов, где используются приёмы, направленные на поэтапное улучшение светотеневых «пятен».

Метод от «от пятна» на практике

Суть метода заключается в том, что мы создаём светотеневые и цветовые пятна целиком, постепенно формируя их по всему полотну, чтобы композиция всегда пребывала в воздушной перспективе. Говоря о целостности пятна, мы подразумеваем что оно не делится на контур и внутреннюю область. Огромное количество перетекающих друг в друга пятен является элементами светотеневого рисунка, формирующего объём композиции.

Рисунок «от пятна»

Для наглядности рассмотрим драпировку, которую мы предлагаем ученикам изобразить на уроке по рисунку. Как видите, она содержит множество складок, которые есть ни что иное, как пятна той или иной формы с мягкой тональной фактурой и плавными светотеневыми переходами.

Чтобы получить фактурную мягкость, применяется графитовый порошок, который наносится сухой кистью по предварительно нарисованной конструкции. Сначала формируем одно общее большое пятно (напоминает облако), затем, постепенно его прорабатывая, проявляем средние и мелкие пятнышки – складки и их части. Целевые участки не штрихуем, а тонируем, так как штриховка разрушает воздушную перспективу и делает изображение разрозненным. Постепенно улучшая пятна, мы как бы вытягиваем изображение из тумана, вводим его в фокус.

Живопись «от пятна»

Перейдя к живописи, руководствуемся теми же принципами, используя другие инструменты получения пятна. После нанесения имприматуры и масляной лессировки изображение на полотне выглядит расфокусированным и находиться за темной завесой лессировочного слоя. В процессе проработки наждачной бумагой и оптическими смесями композиция постепенно будет приобретать объём и цвет, становиться чётче – аналогично тому, как мы ослабляем прищуривание, когда тренируем глаз. Так же, как и в рисунке, работаем по всему полотну, удерживая равновесие и вытягивая изображение из тьмы, постепенно придавая ему объём и первичные оттенки.

Главное – не переборщить!

Работа «от пятна» подразумевает мягкость. Как на стадии абразивной проработки, так и на этапах работы оптическими смесями и красками, следует руководствоваться принципом «лучше меньше да лучше». Всегда проще дотереть наждачкой или добавить цвет, если пятно недостаточно проработано, чем бороться с чрезмерными контрастностью и насыщенностью.

Подробнее о том, на каких этапах и с помощью каких инструментов/изобразительных материалов формируются светотеневые пятна в рисунке и живописи, рассказывается в мини-книге по технологии оптических просветов.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Лариса
Лариса
2 лет назад

Ваш метод от пятна – это что-то наподобие стиля ташизм?

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Лариса

Лариса! Нет). Общее между нашим методом и ташизмом только одно – название (франц. «tache» — пятно). Ташизм –современный стиль, где пятна формируются спонтанно и хаотически путём разбрызгивания краски. Наверное было бы логичнее называть это направление кляксизмом – от слова клякса)). Посмотрите на реалистичные произведения, созданные в нашей методике и абстрактные работы в стиле ташизм, и всё поймёте). Мы не мажем, не рисуем и уж тем более не разбрызгиваем краску. Все светотеневые пятна создаются согласно конструкции и тщательно прорабатываются до тех пор, пока не станут совершенными и не будут находиться в гармонии друг с другом. Результат – реалистичная, духовная, богатая живопись… Подробнее »

×
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x