Подмалёвок – помощь или проблема?

Сандро Боттичелли – великий лирик эпохи Возрождения
Ян ван Эйк
Ян ван Эйк и его новаторская масляная живопись

Подмалёвок – помощь или проблема?

Подмалёвок является важным составляющих большинства живописных техник.  Он выступает как вспомогательный элемент композиции и как вектор работы, поэтому в традиционных методиках альтернативы ему нет.

В классической масляной живописи на предварительном эскизе основывается решение задач по формированию формы, цвета и объёма. Вот почему художники так за него «держатся»: без подмалёвка непонятно, как начать, продолжить и закончить работу.

Но подмалёвок имеет один существенный недостаток, перекрывающий все его достоинства – он выглядит неряшливо и разрушает воздушную перспективу, что для реалистичной живописи неприемлемо.

Что такое подмалёвок?

Это предварительный эскиз, где форма, цвет и объём создаются приблизительно. Такая себе намётка будущей композиции, в которой прослеживаются лишь смутные очертания того, что в итоге должно превратиться в живую картинку. Подмалёвок часто называют «призраком» будущей картины. И это очень точное определение: такие прорисовки (особенно в портретной живописи) настолько похожи на призраки, что возникает желание спрятать их куда подальше, либо самому от них спрятаться :-).

Не путать с имприматурой!

Подмалёвок в большинстве случаев прописывается маслом без использования белил, но можно применять и другие краски. Создаётся широкими мазками в приблизительной тональности. Основная задача – обозначить тональные зоны, которые впоследствии будут улучшаться, приобретая необходимые форму, цвет и объём.

Подмалёвок нередко путают с имприматурой, хотя это далеко не одно и то же. Имприматура – это общий фон. В технологии оптических просветов нанесение имприматурного слоя является неотъемлемой частью подготовки поверхности к работе.

Подмалёвок, в свою очередь, – это непосредственное создание изображения.

Неряшливый и аляповатый

В самом начале работы над живописным произведением подмалёвок выглядит неряшливо и аляповато, что несовместимо с работой по законам воздушной перспективы – законам гармонии и единства. Создавая столь несуразную прорисовку, художник сознательно выводит картинку из иллюзии пространства – разрушает перспективу, а затем путём многочисленных прописок пытается её восстановить.

Какой же выход?

Может показаться, что это тупик… С одной стороны, подмалёвок помогает создать композицию, с другой – препятствует правильному ведению работы. И действительно, в рамках методик, основанных на предварительном рисунке, выйти из этой тупиковой ситуации невозможно. Поэтому в основе технологии оптических просветов лежит иной принцип создания живописи – поэтапный метод работы «от пятна» в воздушной перспективе.

Сначала полотно проклеивается и грунтуется, на него наносится имприматура, и с помощью копировальной бумаги переводится рисунок. Не путать с подмалёвком! Цветовых пятен в рисунке нет – есть только контуры объектов и важных фрагментов. Затем на поверхность наносится масляная лессировка, которой необходимо дать высохнуть (полное высыхание занимает несколько дней).

С помощью подготовки полотна формируется воздушная перспектива – иллюзия пространства, в котором запечатлено исходное изображение. Не страшно, что рисунок за тёмным лессировочным слоем еле виден, главное, что создан безупречный фундамент для создания реалистичной живописи. Далее с помощью абразивной проработки, оптических смесей и акварельных лессировок, изображение постепенно выводится из тьмы, приобретая необходимые форму, цвет и объём. Удерживая композицию в воздушной перспективе (в светотеневом равновесии), получаем красивую картинку с самого первого этапа (работы наждачной бумагой) и до самого конца, когда отдельные участки усиливаются масляными красками.

Живопись по законам природы!

Применяя механизм ТОП, художник имитирует процесс распространения света в живой природе. Тёмно-оливковая лессировка – это «ночь», абразивная проработка – «рассвет», оптические смеси – «утро», введение и усиление цвета – «день». Даже после 1-й стадии картину можно обрамить и повесить на стену.

А вот украсит ли дом полотно, на котором изображён «призрак» будущей композиции, – вопрос риторический… К тому же техника, основанная на тональном рисунке, далека от реалистичной живописи. Она больше похожа на исправление ошибок – как если бы художник изначально нарушил гармонию, а потом начал её восстанавливать. Гораздо удобней, понятней и приятней работать «в пространстве и с пространством» – по чёткой и логичной технологии, подробнее о которой можно узнать из этой книги.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Адия
Адия
2 лет назад

Оказывается, подмалёвок – это зло). Интересная точка зрения. А я уверена, что он очень помогает. Ну и что, что в самом начале подмалёвок выглядит непривлекательно? Главное – конечный результат.

Роман
Роман
2 лет назад
Ответить на  Адия

Адия, в традиционной живописи подмалёвок действительно решает свои задачи. Об этом и говорится в статье. Но это не самый лучший способ для создания реалистичной живописи, потому что с самого начала идёт разрушение воздушной перспективы – фундамента живой картинки. Очень сложно объединять неряшливые цветовые пятна в единое целое, тем более, что цвет сам по себе является сильным разрушителем. В нашей технологии работа ведётся от целостной, а не разрушенной перспективы (в пространстве и с пространством). Как будто мы уже имеем готовое изображение, просто его нужно вытянуть из тьмы на свет. Это проще и логичнее, так как процесс осуществляется методами, близкими природным явлениям… Подробнее »

×
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x