Если сравнивать художника с чародеем, то кисть – это его волшебная палочка, при взмахе которой на чистом полотне начинают появляться чудесные вещи. Но, если перед волшебником проблема выбора инструмента не стоит, то живописцу нужно позаботиться, чтобы главное оружие его никогда не подводило. Иными словами, необходимо знать как выбрать кисти для рисования, причем необходимо несколько – разных размеров и конфигураций. Кисточка – это продолжение вашей руки, поэтому важно подобрать самый удобный для себя вариант.
Если вы рискуете за мольбертом, следует выбирать кисть с длинной рукояткой, чтобы не приходилось дотягиваться до полотна. Очень удобно, когда можно сделать полшага назад, оценить работу со стороны, и, не сходя с места, внести коррективы в работу. Если кисточка будет короткой, придется постоянно подходить к работе вплотную, что неизбежно ведет к расфокусировке внимания. При рисовании за столом, особенно для детей, нужны небольшие кисти – ребенку всегда удобней держать короткую рукоятку.
Поскольку не существует универсальных кистей, идеально подходящих для любых красок, при выборе необходимо ориентироваться на материал, из которого изготовлена щетина. В любительском и детском творчестве можно применять кисточки с ворсом из волоса пони. Они неплохо зарекомендовали себя при рисовании акварелью и в оформительском деле, но поскольку являются непрофессиональными, то неидеально держат форму и несколько распушиваются на конце.
Очень популярны кисти из шерсти белки, которые обладают упругостью и способностью вести ровную линию. Они хорошо удерживают воду, поэтому оптимально подходят для акварели. Кисточки из волоса колонка по характеристикам напоминают беличьи, но эластичней, поэтому более универсальны и могут применяться для разных типов красителей.
Для более густых красок, таких как масляные, акриловые, гуашевые и темперные, следует выбирать кисти пожестче. Хороший вариант – кисточка из свиной щетины, которая также подходит для «сухих» методов рисования. А из этого ролика видно, что кисть можно использовать не только для живописи, но и рисования графитовым порошком – «от пятна» и без чуждой для глаза штриховки. Подобная методика используется также в живописи с использованием технологии оптических просветов, когда краска наносится тончайшими слоями и без мазков. Подробности смотрите в видео.
Инструменты с синтетической щетиной также пользуются спросом. Качественная синтетика отличается упругостью и долговечностью, отлично держит кончик, обладает стойкостью к растворителям и подходит для большинства видов красок.
Еще одним важным критерием выбора кистей является форма щетины. А поскольку для конкретного вида работ лучше подходит какая-то одна конфигурация, художники предпочитают иметь несколько кистей:
Самой универсальной считается кисточка со щетиной круглой формы, которой в зависимости от нажатия можно сделать мазок любой ширины, а узким кончиком – провести тонкую линию. Для грунтования, заливки фона и раскрашивания больших площадей лучше всего подходят плоские кисти. Плоские веерные используют для создания градиентов и растушевок, а кисточки флейц – для широких мазков, работы на габаритных полотнах, лакирования и лессировок.
Промежуточный вариант между круглой и плоской кистью – овальная. Большую сторону щетины, можно использовать для широких мазков, меньшая предназначена для проводки узких линий. Если нужны линии потоньше, следует взять отводную (ретушную) кисточку, а для подкрашивания небольших участков и создания удлиненных мазков применяются шрифтовые (линейные) кисти.
Даже самая качественная кисточка может быстро прийти в негодность, если за ней не ухаживать. И первое, что необходимо сделать после окончания работы, – помыть щетину. Если хотя бы один раз об этом забыть, краска засохнет, и сделает ворс твердым и неподвижным. Рисовать таким инструментом невозможно. Попытки реанимировать щетину путем отмачивания в воде с использованием растворителя приведут к распушиванию волосков, поэтому в большинстве случаев бесполезны.
После применения акриловых или акварельных красок кисточку следует обильно ополоснуть водой с последующей протиркой о брусок натурального мыла в направлении волосков. Затем щетину нужно снова вымыть водой и промокнуть салфеткой либо полотенцем, придавая волосяным стержням первоначальную форму. Для устранения масляной краски используется пропитанная разбавителем ткань. Затем щетина тщательно вымывается водой с мылом и протирается тем же способом, о котором речь шла выше. Хранить кисточки нужно вертикально, но прежде, чем поставить инструмент щетиной вверх, ее следует высушить. В противном случае вода будет проникать под обжимной элемент, и деревянная рукоятка начнет разбухать. Процесс просушки заключается в проводке ворса по ткани или салфетке, до тех пор, пока из нее не выйдет вся влага.
Держать кисточки нужно подальше от источников тепла в таком положении, чтобы щетина не соприкасалась с поверхностями и предметами. Никогда не оставляйте кисть в воде так, чтобы кончик упирался в дно емкости, иначе он деформируется. Используйте специальные приспособления, удерживающие инструмент на весу. Работая по технологии оптических просветов, кончик кисточки желательно немного скруглить, а при тонировании – еще и укоротить, чтобы удобнее было наносить графитовый порошок. Какие еще применяются инструменты в живописи и рисунке, рассказывается в книге посвященной этой уникально методике. Ссылка для бесплатного скачивания здесь.
Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!