Становление и профессиональный рост художника связаны не только с повышением его мастерства, но и углублением познаний в области истории живописи. Это как источник вдохновения, как вектор дальнейшего развития, как осознание своего собственного «Я» в изобразительном искусстве.
В этой статье вы узнаете как проходила эволюция живописи, а также о художниках эпохи Возрождения, оказавших значительное влияние на мировое изобразительное искусство, чьи методы взяты за основу для механизма работы по технологии оптических просветов (ТОП).
История живописи уходит корнями во времена позднего палеолита, о чём свидетельствуют наскальные рисунки, которым, по мнению учёных, около 40 тыс. лет. В доисторических рисунках присутствуют простые моделировка и изображения, но композиция в них выражена слабо.
А вот композиции Древних Египта и Греции уже гораздо ближе к живописи и характеризуются:
В эпоху античности зарождаются принципы отображения светотеневого рисунка, своеобразные интерпретации линейной и воздушной перспективы. Живопись тесно переплетается с архитектурой.
В Средневековье изобразительное искусство Западной Европы, Византийской империи, Киевской Руси, Кавказа и Балкан развивается в духе церковно-христианской идеологии, а основными её видами являются:
В качестве краски чаще всего использовалась яичная темпера.
До 13 века художественное творчество практически повсеместно было прерогативой церкви, поэтому развивалось медленно – в духе незыблемости религиозных традиций. Потребовались кардинальные культурные изменения, прежде чем западноевропейское искусство окончательно вышло из «оцепенения» и зажило настоящей жизнью.
Грандиозный прорыв в этом направлении совершил итальянский художник Джотто (1266-1337 г. г.), которого признают родоначальником «живой», реалистичной живописи. Он осознал значение связи между фигурами и фоном, понял органическую целостность вещей и сделал первые шаги в направлении передачи пространства.
Не имея теоретической базы и работая на интуиции, Джотто берётся за сложнейшие перспективные задачи и выполняет их с удивительной полнотой и проницательностью. Не всегда безошибочно, иногда наивно, но по сравнению с плоскими каноническими иконами и фресками византийской эпохи работы Джотто – это был совершено иной уровень!
На фресках «отца новой живописи» фигуры имели объём, вместо однообразных ликов были человеческие лица с чувствами и эмоциями. Джотто перевёл библейские сюжеты на понятный язык, и они стали гораздо доступнее обычным людям.
Джотто восхищались, но его новаторство в те времена не получило развития – в Италию пришла мода на интернациональную готику. Только через 100 лет появились достойные продолжатели его дела, и первым был Мазаччо (1401-1428 г. г.), который перенял реализм Джотто и впервые применил в живописи линейную перспективу. Игрушечная архитектура и глыбообразные персонажи навсегда остались в прошлом.
С Мазаччо началась эпоха Возрождения, пик которой приходится на Высокий Ренессанс, который явил миру таких гениев, как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан.
Леонардо да Винчи изобрел сфумато и внедрил в изобразительное искусство воздушную перспективу.
Микеланджело развил до совершенства изображение человеческого тела.
Рафаэль привнёс в живопись чувственность и лирическую красоту, простые и гармоничные решения в организации пространства.
Тициан был непревзойдённым колористом. Именно он впервые показал в живописи динамику, пафос, восторженность, яркость и сияние цветов. Краску Тициан наносил кистью и пальцами, от чего образы становились ещё более живыми и «дышащими», а сюжеты — более динамичными и драматичными.
Художники эпохи Возрождения обладали обширными знаниями в анатомии, геометрии, истории и колористике. Они скрупулёзно продумывали свои будущие произведения, которые и по прошествии 500 лет являются эталоном реалистичной живописи.
Вот почему в нашей технологии мы берём за основу методы работы «старых мастеров». Более простого и интуитивно понятного способа создать иллюзию реальности, чем с помощью оптического взаимодействия оттенков; более рационального метода получения объёма, чем вытягивание светотени из заранее подготовленного полотна; более органичного процесса нанесения красок, чем тончайшие лессировки, не существует! Подробнее об этапах и инструментах технологии оптических просветов рассказывается в этой книге.
«Вытягивание светотени из заранее подготовленного полотна…». Что это за фокус такой? Или это для «красного словца» сказано?))
Жасмин, когда имеешь дело с уникальной технологией живописи, нет необходимости что-либо приукрашивать).
После нанесения масляной лессировки поверхность становится тёмной – изображение пребывает словно под покровом ночи. Прорабатывая полотно наждачной бумагой (https://ogivitel-art.com/ispolzovanie-nazhdachnoj-bumagi-dlya-polucheniya-obema-2-etap-tehnologii-opticheskih-prosvetov), мы формируем первичный светотеневой рисунок (объём), который получается при гармоничном сочетании имприматуры и тёмной масляной лессировки.
Таким образом, мы как бы вытягиваем картинку на свет в нужном соотношении светлых, тёмных и нейтральных зон. А поскольку имприматура и лессировка являются неотъемлемой частью подготовки полотна (https://ogivitel-art.com/podgotovka-polotna-1-j-etap-raboty-po-tehnologii-opticheskih-prosvetov), мы можем уверенно говорить, что светотень вытягивается из заранее подготовленного полотна ;-).
I congratulate, what words…, a remarkable idea