Техника “Сфумато”

Ганс Мемлинг и его возвышенная живопись
Мотивация для художника: зачем нужна и где ее взять?

Техника “Сфумато”

Как вдохнуть жизнь в свою работу — техника «Живая вода»

Думаем, что многим художникам знакома следующая ситуация: они пытаются отобразить объект на полотне, основываясь на том, как их учили. А в результате получают плоское и безжизненное изображение, без намека на реалистичность. Вдохнуть в картину жизнь и сделать так, чтобы в ней чувствовался настрой и индивидуальность автора, поможет техника «Живая вода» Леонарда да Винчи. 

Mona Lisa, by Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519

О гениальности да Винчи

Леонардо да Винчи был неординарной личностью, который оставил значительный след не только в изобразительном искусстве, но и в технических областях. Он изобрел много необычных устройств, большая часть из которых так и осталась почивать в его записях и чертежах.

Именно благодаря Леонардо художники стали называться творцами новых реальностей, а не простыми ремесленниками. Ведь он стремился создавать совершенные картины и учил этому других. А однажды он понял, как вдохнуть в каждое свое произведение ЖИЗНЬ. 

Мастер заметил, что в природе не существует четких границ и строгих форм. А все цвета как будто бы плавно перетекают друг в друга. Вместе с тем наши глаза улавливают невидимое — воздух и туманную дымку, которые объединяют картинку, задают определенное настроение и делают ее живой. 

Да Винчи понял, что должен перенести такие особенности природы на свои полотна. И приступил к экспериментам. Для этого он долго изучал разводы от сырости на стенах, плывущие по небу облака, даже пускал дым в помещении. Художник хотел понять, как повторить эффект воздуха и добиться той глубины и реалистичности, который мы можем наблюдать в природных условиях. И ему это удалось. 

Техника «Живая вода» или «Сфумато»   

Mona Liza

Мона Лиза дель Джокондо. Деталь

Леонардо да Винчи изобрел собственную технику «Сфумато», название которой переводиться как дымчатый или затуманенный. Также ее еще называют «Живой водой». А все потому, что за счет своей реалистичности создается впечатление будто произведение облили живой водой. 

Картины в технике Сфумато обладают эффектом окутавшей их дымки. Благодаря этому создается иллюзия воздушности и загадочности, а также — та самая воздушная перспектива, о которой говорят многие художники. 

Такой результат удается получить за счет накладывания друг на друга тончайших полупрозрачных слоев, которые минимально отличаются по цвету. Перекрывая друг друга, все вместе они работают как цветные стекла. Тем самым образовывая россыпь всех возможных оттенков и тоновых переходов, которых нереально добиться обычными методами живописи. 

Кстати именно эта тонкость работы позволяет создавать воздушную перспективу и передавать буквально миллиметры воздуха даже на первых планах.  

Подробнее о Сфумато можно узнать в этом выпуске:

Особенности полотен Леонардо да Винчи

Помимо применения техники «живая вода» или «Сфумато» Леонардо славился своей особой манерой написания картин. Современные исследования показали, что он умел наносить слои краски толщиной всего в 1—2 микрона. А общая толщина всех нанесенных слоев на холст составляла порядка 40 микрон. Если сравнить толщину мазка леонардовской кисти с толщиной волоса, то он в целых 40—50 раз толще. 

Кстати, художник умудрялся наносить краску не мазками или линиями, которые по его мнению разрушали целостность произведения. А как вы помните — он хотел максимально приблизиться к природе, в которой не существует ни мазков, ни штриховки, ни линий. Для этого он буквально втирал краску в поверхность полотна с помощью ветоши и даже пальца. Таким образом, постепенно, слой за слоем он накладывал краску. И делал так до тех пор, пока не получал изображение нужного объема, цвета и четкости.  

Да Винчи старался придерживаться приглушенного колорита на многих своих полотнах, без ярких бликов и цвета. Если посмотреть на картины живописца в технике сфумато, то можно заметить, что их средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, как будто на фотографиях с четко настроенным фокусом. Об этом приеме мастер говорил следующее: «Старайтесь писать картины в пасмурную погоду или с наступлением вечера». 

В этом видео мы рассказываем, как была написана неподражаемая Мона Лиза, и какие еще приемы характерны для техники «Сфумато»:

Технике «Живая вода» в наших реалиях

Как создавать реалистичные композиции, как в свое время это делал Леонардо да Винчи? Нам удалось разгадать тайны и приемы Старых Мастеров. Все это мы отразили в уникальной технологии «ТОП», которая основана на старинной технике «Сфумато» — «Живая вода». И ей можно обучиться уже сегодня. Именно технология ТОП поможет создавать ту самую тонкость, глубину и внутреннее свечение картин, благодаря которым они получают объем и реалистичность. 

В целом, Сфумато считается одним из лучших способов отображения реальности. За счет своей реалистичности технология буквально погружает зрителей в атмосферную реальность. Поэтому картинами в этой технике хочется наслаждаться снова и снова. Они цепляют внимание, и каждый раз открываются зрителям с новой стороны.

«Живая вода» или Кьяроскуро?

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г.

Сфумато часто путают с такой техникой как кьяроскуро. Но на самом деле невооруженным глазом видно, что они совершенно разные. Главное их отличие — переходы от света к тени. В сфумато они максимально мягкие и приглушенные. А вот в кьяроскуро наоборот — резкие и насыщенные. Когда рассматриваешь картины, написанные в технике кьяроскуро, создается такое впечатление, что на персонажей попросту направили сценический прожектор. 

 

Конечно же, Леонардо не замыкался на одной технике Сфумато, и использовал в своих работах как кьяроскуро, так и многие другие. Также он обучал своей манере написания картин других художников. Именно технологию «живая вода» в свое время перенимали у да Винчи такие мастера как Джорджоне, Корреджо и Рафаэль. Конечно, не всем удалось постичь все секреты леонардовского мастерства. Да и на самом деле, только сам маэстро мог создавать такие тонкие мазки краски, которым не удавалось делать никому.

Конечно же, технология «ТОП» наиболее приблизилась к высокому мастерству Леонардо да Винчи, позволяя создавать настолько тонкие работы, которые не могут создавать современные художники. Регистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс, чтобы понять принципы написания картин в стиле Старых мастеров. 

Подробнее о технике, а также о том, как создавать реалистичную живопись с воздушной перспективой, плавными цветовыми переходами и внутренним свечением, вы узнаете в этой книге.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

×
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x