Композиция и “золотое сечение”

Недостаточно мастерски владеть кистью, чтобы создать гармоничную картину. Также следует знать основы композиции. Только в таком случае картина “заиграет всеми красками”, передавая те впечатления и эмоции, которые в нее заложил художник. И, конечно же, именно это сможет привлечь внимание зрителей.

Что такое композиция?

Слово “композиция” (compositio) с латинского переводится как составление, связывание, сложение, соединение. Поэтому компоновать — значит строить изображение, соединяя несколько разрозненных частей в одно целое. Если говорить простыми словами, то композиция это то, насколько несколько разных объектов сочетаются между собой и гармонично распределяются в пространстве.

Любой рисунок следует начинать с оценки размеров и формы предмета. Только потом можно будет понять, как лучше его разместить в пространстве, чтобы изображение получилось максимально привлекательным. Конечно же, для этого важно пользоваться законами композиции, о которых вы узнаете дальше.

К сожалению, многие художники предпочитают размещать объекты наугад. И некоторые из них даже не имеют представления о законах. Однако, размещение объектов таким образом не приводит ни к чему хорошему.

Дело в том, что картина, в которой не соблюдена композиция, будет иметь незаконченный и даже неприятный вид. Ее будет неинтересно рассматривать, не захочется уделять ей свое время. Таким образом — произведение без композиции не получит ни одного довольного зрителя, а те, кто случайно ее увидят — быстро уйдут.

И сколько художник не будет “шлифовать” такую картину, стараясь улучшить другие ее элементы, приятнее от этого она не станет. Ведь в ней отсутствует основной художественный элемент — грамотная композиция.

Кстати, о том, что такое композиция, предлагаем посмотреть в этом выпуске

Композиция на примере яблок

яблоки краскамиДавайте на практике покажем, что же такое композиция, и как она строится. Для этого возьмем яблоко и некое пространство, в котором его разместим, например, лист бумаги. В таком случае композиция будет выстраиваться между яблоком и границами листа.

И здесь важно следить за балансом между этими двумя объектами. Смотреть, чтобы яблоко не было слишком маленьким, чтобы оно не потерялось на белом пространстве листа. Но при этом — не слишком громоздким. Для этого по краям листа должно оставаться достаточно свободного пространства.

Если возьмем больше, чем два элемента, например, пару яблок, то задача еще больше усложнится. Ведь художнику придется не только компоновать одно яблоко с пространством, но и яблоки друг с другом. И ему важно будет найти тот самый необходимый баланс, в котором изображение будет выглядеть гармонично и приятно.

Композицию можно вполне сравнить с приправой. Если неправильно ее добавить, тогда все блюдо (то есть — картина) будет испорчено. Умело балансируя количество этой приправы можно получать настоящие шедевры, которые будут приковывать взгляд с первых секунд.

Еще больше о композиции в живописи, и что способно ее разрушить, вы узнаете в этом видеоролике: 

О важности композиционного центра

Благо, умение составлять композицию — это настоящее искусство, которому можно научиться. Для этого важно обладать композиционным чутьем (его можно развить), учитывать особенности человеческого восприятия и понимать, где располагается композиционный центр.

Что такое композиционный центр? Это главный объект или группа объектов, которые находятся на изображении и первым делом притягивают взгляд зрителя. И только после того, как взгляд пройдет этот композиционный центр, он начнет двигаться по всей картинной плоскости.

Понимая, где у произведения будет композиционный центр, художник может задать определенный “маршрут” в своем произведении, по которому зритель будет двигаться своим взглядом. Таким образом — акцентировать его внимание на самых важных и выгодных участках картины.

4 основных закона композиции

Как задать взгляду зрителя определенный “маршрут”? Для этого важно знать и использовать законы и правила построения грамотной композиции. И сейчас мы о них расскажем.

Закон контрастов

Именно о нем писал Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи». Очень важно в своих картинах использовать контрасты величин, материалов, объемов, плоскости, фактур и так далее. Ведь это отличный способ сделать свое произведение более заметным и выразительным.

В качестве примера можно привести картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она построена на контрастах светлых и темных участков, чем привлекает внимание и вызывает желание ее рассматривать. Еще удачные примеры живописи, созданные по законам контрастов: «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Джиневры де Бранчи» Леонардо да Винчи

Правило третье

Правило третей — отличный способ сделать свою картину лучше. Для этого нужно разделить пространство картины на несколько частей по горизонтали и вертикали. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий как раз и можно будет размещать самые важные элементы. Таким образом получится произведение с интересной и гармоничной композицией.

К слову, согласно исследованиям, человеческому взгляду естественнее концентрироваться на одной из точек пересечения, чем в центре кадра. Если главный объект будет размещаться посередине, тогда изображение не будет вызывать особых эмоций у зрителя, ведь его мозг будет считать кадр слишком скучным.

“Золотое сечение”            

Композиция и золотое сечение называют деление части произведения на две неравные части таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего произведения.

Разберем этот закон на практике. Для этого возьмите лист бумаги и поделите его на части четырьмя линиями — двумя горизонтальными, и двумя вертикальными.Важный момент: располагаться линии должны согласно пропорции 1,618.

Конечно же, принцип “золотого сечения” является самым простым. И зачастую художники используют в своих работах геометрические фигуры, которые построены на основе этого принципа. Например, спиралевидное сечение, которое хорошо просматривается в произведении Рембрандта «Возвращение блудного сына

Рембрандт: Возвращение блудного сына. Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.

К слову, именно “золотое сечение” способно придать картине гармоничность и логическую завершенность. Поэтому ее так любили многие известная художники. например, Леонардо да Винчи. И это не удивительно, ведь это соотношение было подсмотрено у самой природы. Оно еще носит названием “Божественной пропорции”.

Еще больше о секретах золотого сечения в искусстве и архитектуре можно посмотреть в данном видео:

Правило симметрии и асимметрии

Одно из популярных правил, которое характеризуется равномерным или неравномерным размещением элементов по оси. Равномерное размещение используется в симметричных произведениях, а неравномерное — в асимметричных.

К примерам симметричных изображений можно отнести изображения религиозного характера. Например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Обратите внимание, что здесь применяется главная точка фокуса и симметричная структура со срединной линией. Иисус находится в центре изображения, а по бокам от него — равномерно распределены участники вечери.

Кстати, на этом бесплатном мастер-классе мы рассматриваем еще больше художественных шедевров, которые покорили миллионов людей во всем мире. Из него вы также узнаете принципы написания картин в стиле Старых мастеров. Поэтому обязательно переходите по ссылке, не упустите возможность понять, как в свое время рисовали мастера, и можно ли это повторить.

Знание композиции — не обязательно, но желательно! 

Напоследок подчеркнем, что правила композиции не являются обязательными к исполнению. Но если вы их будете знать и применять, чтобы расположить предметы на холсте лучшим образом, вы сможете создавать невероятные картины, которые будут захватывать дух всех без исключения зрителей.

Если же вы хотите расширить свои познания в создании захватывающих и реалистичных произведений, обязательно скачайте и прочитайте эту книгу. Она полностью бесплатная.

Продукты

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
1 год назад

Здравствуйте!

Это Дмитрий (Инстаграм: kupratsevich_dima), писал вам раньше про покупку сайта ogivitel-art.com, но не получил ответа.

Возможно, что не устроила цена. Готов рассмотреть по рыночной оценке.

Мои контакты:
kupratsevich (Telegram)
kuprdimasites@gmail.com (Почта)
+79959176538 (Телефон/whatsapp)

Ogivitel ART
Ogivitel ART
1 год назад
Ответить на  Дмитрий

Дмитрий, добрый день.
Сайт не продается, он является частью компании. Благодарим за проявленный интерес.

×
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x