Из этой статьи вы узнаете 8 простых и доступных приёмов, какие шаги уже сделали признанные мастера, как вам у себя черпать идеи. Для этого вас ждёт инструкция и практические рекомендации во второй части статьи. Следуя им, вы научитесь формировать свои идеи для их быстрого воплощения на полотне, холсте, бумаге.
Но сначала задумаемся над тем, что заставляет зрителя остановиться перед картиной, что вызывает желание ею обладать, украсить дом, квартиру, рабочее место? Самый простой и популярный ответ – это естественная красота. Эстетически выверенная цветовая и композиционная гармония. И если у художника есть врожденное чувство вкуса, а также понимание колористики и композиционных основ, то этого достаточно для создания своей серии авторских работ.
Но как и с чего начать их создавать? Как разрабатывать авторские идеи картин, которые вызывают эмоции, отвечают на вопросы, рождают в голове образы и даже меняют сознание зрителей? Чтобы образовать что-то уникальное нужно иметь способности генерировать или находить идеи, закладывать смыслы и ценности в передаваемые образы, наделять их сутью и частичкой самого себя.
Популярная интерьерная живопись открывает простор в плане самих изображений и материалов, с помощью которых они создаются. Порой, сама работа с материалами, такими как эпоксидная смола, разнообразные по свойствам акриловые краски и наполнители, становятся изюминкой. Включите эти и подобные варианты для реализации своего сотворения красоты. Это привлечёт внимание, заставит наблюдателя замереть и рассматривать увиденную работу.
По сути тут три приёма в одном. Простой способ — это отметить любую работу с натюрмортами, пейзажами и даже портретами. Их можно выполнять с натуры и по фотографии. С разной степенью детализации, в зависимости от выбранной техники и используемых красок: крупными мазками, и более точно и тонко. Каждый раз это будет новый букет, вид, лицо. И это всегда уникально, и поэтому всегда можно назвать авторской работой.
Что касается предметов на картинах, то с их помощью закладывайте в произведения определенные значения. Так вы придадите работам глубокий философский смысл. Например, традиционно натюрморты полны скрытой символики: в христианстве яблоки означают искушение, которому поддалась Ева, вкушающая запретный плод в Эдемском саду. Гранаты ассоциируются с греческой богиней весны и царицей подземного мира.
На картине Караваджо «Корзина с фруктами» на первый взгляд обычная корзина с фруктами из той местности, где он писал. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые плоды гниют и поедаются червями. Это говорит о чувствах художника по поводу продолжающейся протестантской реформации и католической контрреформации в Италии.
Кстати, ещё есть интересный метод. Вы можете передавать один и тот же образ несколько раз, но при разном освещении в течение суток. Им пользовались Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог.
Но пока у вас нет конкретных сюжетов и смыслов для передачи через художественные образы, вы просто изображайте всё великолепие цветов и форм в красивых картинах. Просто повторяйте на холсте всё увиденное, отражайте это в авторских картинах. При этом обращайте внимание зрителя на то многообразие и многогранность, которые есть в нашем мире.
И вы всегда можете это сделать с применением простых форм для самовыражения. Просто хорошо и качественно, как вы сейчас умеете, запечатлевайте происходящее вокруг в интересной и привлекательной форме. И когда вы изображаете что видите с любовью, то вы наделяете каждую свою работу только присущей ей силой и притягательностью.
Как нарисовать натюрморт, чтобы он был живым? Смотрите в нашем видео
Он подходит тем, кто не боится работать с портретами. При этом вам не обязательно каждый раз искать для себя новую модель. Вам достаточно одного человека, внешность которого вы передадите в огромном количестве новых ракурсов и образов. И этим человеком можете быть вы сами.
Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен и Фрида Кало. Чем они знамениты? Первая художница мастер светского портрета много раз изобразила и саму себя. Вторая художница прославилась автопортретами. Она передавала через них всю полноту своих чувств, переживаний и пережитых потрясений.
Рисуя авторские портреты, вы можете создать прекрасное произведение, которое очень понравится вашим почитателям. И после вы предложите заказчикам повторить эту работу для них. Каждый раз это будет настоящая полноценная картина с уникальными особенностями и неточностями. А с ростом мастерства, вы улучшите все свои авторские повторы. Они будут точнее и качественнее. И станут дороже и ценнее для заказчиков.
Ещё один вариант авторских картин — это пейзаж. Выше вы уже прочли, что один и тот же пейзаж можно изобразить при разной погоде и в разное время суток. Но не ограничивайтесь только этим. Меняйте детали, объекты, персонажей, цветовую гамму.
Обратите внимание на природу. Благодаря ей вам не надо постоянно искать новое живописное место для создания нового полотна. Вы можете сесть на берегу реки и просто наблюдать за пространством вокруг. И оно раскроется огромным богатством нюансов. Одна и та же картинка меняется за счёт узора на небе или цвета воды. Вы смотрите на один и тот же кадр, но он каждый раз разный, словно вы смотрите на мир через калейдоскоп.
Разбираем это более детально на нашем бесплатном мастер-классе
Хотите узнать как изобразить внутреннее свечение в лунном пейзаже? Добиться того, чтобы изображение буквально “сочилось” лунным светом и вызывало восхищенные взгляды зрителей? Смотрите в нашем видео
Путей для самореализации гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Идеи для создания уникальных работ можно черпать прямо из воздуха и беря их из окружающего вас пространства, передавая во всех красках именно вашу неповторимую действительность.
Такое восприятие можно передать и в более сложносочинённых работах, где есть сюжет, символизм, наполненность деталями, которые рассказывают свою историю. И если первый путь был про передачу внешних образов на полотне, то второй путь связан с наполнением картины смыслами, идеями и авторским видением.
Художник видит мир иначе, чем обычный человек. Исследования мозга подтверждает этот факт. Ученые просканировали мозги 21 молодых художников и 23 обычных людей и сравнили их между собой. Сканирование выявило, у художников значительно больше нервных клеток в области предклинья теменной доли мозга. А эти области ответственны за мелкую моторику и визуализацию образов. То есть художники на уровне мозговой активности отличаются от простых людей, у которых по большей части в голове только насущные дела и ежедневные заботы.
Поэтому художник же способен увидеть в окружающем мире намного больше. Так как его внимание находится снаружи, а не внутри. Он наблюдает за всем, что его окружает, видит красоту вокруг, преобразовывать это в голове в эскизы и полноценные картины. Художник постоянно что-то зарисовывает, чтобы зафиксировать в своей памяти определенный момент. Даже в серых сумерках он находит многообразие оттенков, которые потом отображает на полотне или простом бумажном листе.
Разбираем это более детально на нашем бесплатном мастер-классе
И процесс наблюдения у художника не останавливается ни на минуту. Он делает это, когда просыпается утром, выходит из дома, едет в транспорте, разговаривает с людьми. Так художник развивает насмотренность и заполняет свою зрительную библиотеку. Он по крупицам собирает эпизоды, которые западают ему в душу, память и ум, вызывают эмоции и оставляют впечатления. В дальнейшем в закромах своей библиотеки и в копилке своих идей он найдёт и достанет нужный образ для формирования нестандартной авторской идеи и создания на ее основе картины.
Теперь перейдем к более сложным формам самовыражения. С ними вы создадите произведение искусства, наполненное глубоким смыслом. Оно заставит зрителя задуматься, разглядывать детали композиции, рассказать о нём знакомым.
Хороший художник способен передать своё видение происходящего жизни и даже глобальных событий в мире. Это может быть сюжет на злобу дня, отражение внутренних переживаний, иллюстрация какого-то эпизода из жизни, отражение происходящих исторических событий и собственная интерпретация этих событий.
Он берёт любой сюжет, потому что главное — это рождение идеи. Запишите или зарисуйте какие смыслы хотите передать через будущую картину, какие чувства и желания она вызывет в зрителях, на какие мысли натолкнёт их. Сперва расплывчатый образ начнёт обрастать деталями и подробностями. И вскоре вы поймете, что и где должно быть изображено на вашей авторской картине.
Определившись с образом, вы можете запланировать профессиональную фотосессию. Для создания идеального кадра вы создадите подходящие декорации, пригласите моделей и срежиссируете изображение, которое ляжет в основу будущей картины. Такой кадр станет прототипом вашего шедевра и той самой «натурой», с которой вам в последующем предстоит работать на холсте.
Вы можете использовать удачный кадр. Например, вы случайно уловили нечто ценное, что на миг проявилось, но тут же исчезло. Это может быть мимика, жест, улыбка, прыжок котёнка и любое другое проявление жизни в моменте.
Это может быть постановочный портрет. Попробуйте костюмированный с соответствующим задумке декором. А может быть целая серия портретов в полный рост для дальнейшей компоновки многофигурного и сложносочиненного произведения. Но здесь вам понадобятся навыки создания фотоколлажа, чтобы из отдельных фрагментов составить мозаику будущего большого произведения.
Так вы создадите собственный референс. То есть вспомогательное изображение, которое позволяет художнику точнее передать детали, изучить и отрисовать анатомию, составить наиболее приближенную к задумке композицию. Референсами также служат и чужие рисунки и фотографии. Они позволяют учиться, перенимать чужой опыт и совершенствовать своё воображение.
Для того, чтобы вы легко накопили достаточно опыта, знаний, насмотренности мы делимся с вами практическим упражнением.
Каждое утро чёрной шариковой ручкой рисуйте на бумажном листе пять одинаковых по размеру квадратов. Фиксируйте в них то, что вы видите вокруг. Например, вы выглянули утром из окна и увидели дерево в саду, покрытое снегом. На нём сидит маленькая птица, под ним любимая кошка. Чуть дальше находиться забор и растут кусты. Сразу зарисуйте всё, что вы увидели в первом квадрате.
Так заполните все квадраты теми сюжетами, которые вы видели в течение дня. Зарисовывайте всё, что интересно, привлекает внимание, поражает воображение. Не думайте о качестве рисунка. Просто берите понравившийся кадр и линейно, обычной ручкой, фиксируете увиденное.
Важно не повторяться в деталях, которые вы уже рисовали. С каждым днём будет сложнее заполнять эти квадраты. Но в этом вся суть. В какой-то момент вы начнёте обращать внимание на те мелочи, которые раньше не замечали. Вы повысите уровень своей насмотренности и накопите в голове сюжеты для создания авторских идей. А главное, что постепенно начнёте видеть как художник.
Идём дальше. Каждый вечер на основании этих пяти ежедневных сюжетов создавайте новый сюжет. То есть просто объединяйте их. Например, возьмите первую картинку. И срисуйте с неё дерево, добавьте с одной стороны белого кота с первой картинки, с другой стороны дерева добавьте чёрного кота. Прорисуйте следы, которые говорят о том, что у них произошла встреча. Сразу пропишите название картины. Необязательно, что эта идея воплотится в полноценную картину. Но начало уже положено. Так вы запустите процесс наблюдения. А дальше просто дело за вашей настойчивостью и регулярностью.
Примечательно, что каждый человек при взгляде на один и тот же сюжет видит разное в зависимости от того, как воспринимает мир. Также предлагаем вам вспомнить 2-3 завораживающих ситуации или объекта, которые вы видели в последнее время. Все ситуации, которые видите, запоминаете собирайте в копилку идей. Это будет вашей индивидуальностью, воплотив которую вы принесёте пользу пользу миру от этой реализации. И главная польза будет заключаться в вас самих. Потому что когда вы реализуете себя, то это приносит огромную радость вам и вашим близким.
Разбираем это более детально на нашем бесплатном мастер-классе
Это рекомендации для каждого художника, желающего создавать свои собственные идеи.
Первым делом учитывайте, что любая композиция должна быть интересна зрителю. А интерес возникает в том случае, если зритель начинает видеть в картине какую-то историю. Поэтому в поисках оригинальных идей продумайте историю, которая завладеет вниманием зрителя. Например, нарисуйте лежащего в смешной позе кота рядом с игрушкой или клубком ниток. Так зритель сам додумает сюжет изображения, обосновав сам себе, почему ему стоит задержаться рядом с картиной.
Как вы понимаете, художник воплощает на полотне именно то, что ближе всего на данный момент. Поэтому живопись часто использует государство и церковь для влияния на умы людей. Особенно красивая и тонкая живопись способна завладеть сознанием большого количества зрителей. Ведь именно красота помогает привлечь внимание человека и направить его в нужную сторону.
Теперь вы знаете более восьми приёмов, которые помогут оставить вам след в искусстве. А ещё вы знаете, чтобы что-то новое вошло в нашу жизнь, то первый шаг надо сделать в первые 72 часа. Поэтому напишите в комментариях какой приём примените в ближайшее время. Работу с какой идеей вы бы хотели, чтобы ваши потомки увидели в музее под вашим именем. Какую сферу жизни отразите в своём главном художественном произведении, которое прославит вас в веках?
Подробнее о технике ТОП вы сможете узнать в этой книге. Это ваш шанс научиться создавать высококлассную живопись уже в ближайшее время. Не упустите его!